В российских вузах появляется все больше дистанционных программ. Крупные университеты теперь проводят онлайн не только вступительные испытания, но и сессии. Такой формат экзаменов уже несколько лет используют в рамках онлайн-бакалавриатов и магистратур, которые EdTech-платформы реализуют в партнерстве с вузами. Команда направления «Высшее образование» в Нетологии рассказывает, как проходит такая сессия и чем она отличается от традиционного формата.

Наталья Медведева

Руководитель группы продюсеров направления «Высшее образование» в Нетологии

Что такое онлайн-сессия и как она организована

Онлайн-сессия — такое же отчетное мероприятие по изученным дисциплинам за определенный период. Только все зачеты и экзамены проходят дистанционно. Их форматы, как и в офлайн-сессии, бывают разными. Могут быть письменные и устные экзамены, тестирования, защита проектов индивидуально и в группе.

Совместные онлайн-программы организованы в соответствии с требованиями университета, поэтому периоды обучения и система оценивания могут отличаться. Если в вузе приняты модули, в год проходят четыре мини-сессии по 3–4 дисциплины. При семестровом обучении студенты каждые полгода сдают около 8 дисциплин. Часть из них проводится в формате экзаменов, часть — в виде зачетов.

Например, в онлайн-магистратуре «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета модульная система. В течение двух–трех месяцев студенты изучают 4 дисциплины, а в конце сдают сессию. Так, в марте у них были:

  • экзамен по дисциплине «Гибкое управление проектами» — он состоял из двух частей: защиты групповых работ и тестирования;

  • экзамены по дисциплинам «Современные методы управления эффективностью» и «Интегрированные маркетинговые коммуникации» — письменно по билетам;

  • экзамен по стратегическому маркетингу — в виде теста.

Оценки могут выставляться по 100-балльной или 5-балльной шкале — все зависит от принятой в вузе балльно-рейтинговой системы. При этом, как и в офлайне, в онлайн-сессии бывают зачеты с оценкой или без, а если хорошо учиться, можно сдать экзамен автоматом.

Как сдают экзамены и зачеты онлайн

В онлайн-программах используются несколько технологических решений: платформа Нетологии или университета, личные кабинеты студентов на сайте вуза и вебинарные площадки.

Все обучение организовано на платформе. Здесь студенты получают все материалы, проходят занятия и выполняют задания. На платформе они видят расписание сессии, получают ссылки и должны перейти по ним в назначенный день и время.

Вне зависимости от того, в каком формате проходит зачет или экзамен, он проводится на вебинарной площадке. Мы используем Zoom, Webinar.ru или другие сервисы. Это привычные студентам инструменты, в которых они занимаются на протяжении всего семестра, поэтому какой-то отдельной технической подготовки им не нужно.

В отличие от лекций, которые иногда можно слушать и на ходу со смартфона, к экзамену более строгие требования. Мы просим студентов:

  • использовать компьютер, камеру и микрофон;

  • выделить свободное от других дел время;

  • найти тихое место, где никто не побеспокоит.

Обычно экзамен длится 1,5 часа. В это время студенты не могут покидать вебинарную комнату и, конечно, должны присутствовать лично. Поэтому в начале преподаватель проводит перекличку, отмечает присутствующих и просит всех включить камеры на время экзамена. Дальше все зависит от формата.

На письменном экзамене студенты получают билет с заданием. Обычно он включает несколько теоретических вопросов и практический блок, в котором нужно разобрать кейс или решить задачу. Студенты должны выполнить задание за отведенное время, записать ответы в текстовом документе и в конце загрузить на платформу.

В устном формате на наших программах чаще всего проходят зачеты. Это может быть индивидуальная или групповая защита проектов. На ней присутствуют все студенты, а преподаватель и другие эксперты выступают в роли комиссии. На индивидуальной защите студенты по очереди презентуют свои проекты и отвечают на вопросы. Если это групповая работа, то либо выступает представитель команды, либо каждый участник рассказывает свою часть.

Во время тестирования студенты также находятся в вебинарной комнате и параллельно заходят на платформу, где преподаватель подготовил задания. Обычно они разных типов: выбор одного или нескольких вариантов, открытые вопросы и даже аудирование, которое чаще всего используется на экзаменах по иностранным языкам. В конце сдающие либо сразу получают результаты, либо видят их уже на платформе после проверки преподавателем.

Вместо зачетки у онлайн-студентов есть личный кабинет на сайте университета. В конце сессии в нем появляются все результаты. Чтобы оперативно узнать оценку прошедшего экзамена или зачета, студент использует трекер. Это таблица, где отображается вся информация о посещенных им занятиях, выполненных заданиях и сданных экзаменах. В процессе обучения такой трекер помогает оценить свои успехи и понять, знания по каким дисциплинам стоит подтянуть.

Если сдать экзамен или зачет с первого раза не получается, у студента обычно есть еще несколько попыток. Сроки и количество пересдач зависят от принятых в вузе правил. Чаще всего они также проходят в определенный период, но, в отличие от сессии, могут идти параллельно с обучением и не соответствовать установленным на программе учебным дням и времени.

Камилла Керимова

Студентка онлайн-магистратуры «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета

На моей программе модульная система, и я, хотя учусь только на первом курсе, сдала уже 3 сессии. Были письменные экзамены на решение задач и кейсов, а еще тестирования.

Онлайн-сессия, конечно, отличается от офлайн-формата. Когда я получала предыдущее образование, нужно было приходить утром на экзамен, часами ждать своей очереди в коридоре и нервничать, потом тянуть билет, готовиться и только тогда отвечать преподавателю. Сейчас я могу просто зайти в вебинарную комнату в назначенное время и за полтора часа сдать экзамен. Это сильно экономит время, и стресса гораздо меньше.

Балльная система этому способствует. Ты зарабатываешь оценки за посещения, участие в занятиях, домашние задания и тесты. На экзамене остается добрать нужные баллы. Поэтому, хорошо поработав в течение семестра, можно быть уверенной, что получишь нормальную оценку.

Тем не менее главная сложность — найти время. Один раз я пропустила экзамен из-за работы, в другой раз проспала и пришлось идти на пересдачу. В первую сессию вообще получилось так, что в день экзамена у меня была свадьба. В принципе такие ситуации можно предугадать — экзамены назначают в те же дни и время, что проходят занятия. Тогда я об этом не подумала. Но причина была уважительной, и у меня был подтверждающий документ. Так что координаторы помогли мне перенести экзамен, и я смогла сдать его в рамках той же сессии в индивидуальном порядке.

Как обеспечивается контроль за сдачей сессии

По данным опроса, проведенного на онлайн-программах высшего образования Нетологии, Skillbox и Skillfactory, большинство студентов, которые уже учились в вузе, говорят, что списывали на экзаменах в офлайне (61%). При этом, получая онлайн-образование, 74% сдают сессию честно. Они объясняют это тем, что:

  • хотят проверить собственные знания;

  • уверены в них и успели подготовиться к экзамену.

Тем не менее мы следим за тем, чтобы сессию сдавали честно. Для этого применяем несколько подходов и используем технические возможности.

Задания составляются так, чтобы их нельзя было списать или загуглить

В основном на наших программах студенты получают прикладные знания: разбор всей теории, изучение методик и инструментов основаны на кейсах из практики преподавателя. Чаще всего это уникальная информация, и большинство ответов на задания не получится просто найти в интернете. Поэтому, чтобы сдать экзамен, необходимо посещать занятия и хорошо знать материал.

Студенты должны получить допуск к экзамену

Для этого нужно учиться в течение семестра и сдавать задания. Могут быть отдельные требования для каждой дисциплины или единые для всех. В некоторых университетах не предполагается допуска, но установлен суммарный балл, который необходимо набрать в течение модуля и на экзамене. Например, на программе «Продуктовый маркетинг и аналитика» максимальный балл за экзамен 100, а чтобы получить зачет, нужно набрать не менее 50.

В письменных заданиях применяется система антиплагиата

В экзаменах есть вопросы, которые проверяют базовые знания по дисциплине: например, общую информацию о пирамиде Маслоу можно найти в интернете. Система антиплагиата помогает проверить, что студент не скопировал текст ответа, а написал его сам. Преподаватель оценивает только те работы, которые прошли проверку на уникальность. Ответы, списанные из интернета, не засчитываются.

На экзамене может присутствовать координатор или продюсер программы

Это позволяет проверить, что экзамен проходит по плану, и при необходимости оказать техническую помощь. Координатор выполняет роль проктора: он следит за проведением экзамена онлайн или смотрит его в записи. Если обнаруживает какие-то нарушения, то вместе с преподавателем решает, можно ли засчитать результаты. При этом мы всегда стараемся идти навстречу студентам. Например, когда на одном из письменных экзаменов два магистранта сдали похожие работы, им предложили выполнить дополнительное задание или провести индивидуальные встречи с преподавателем.

Дополнительно может применяться система прокторинга

Для этого ведется запись с камеры студента и его экрана. Система автоматически отслеживает возможные нарушения, а проктор проводит проверку: может попросить показать комнату, рабочий стол или открытые вкладки.

Наша задача — сделать процесс сдачи сессии простым и понятным для студентов. Именно для этого создан трекер. Кроме итоговых оценок, в нем наглядно представлена вся информация по дисциплинам: темы занятий, домашние задания, количество возможных баллов и требования для допуска к экзамену. С его помощью студент уже в начале обучения может спланировать, каких результатов хочет достичь и как будет к ним двигаться в течение семестра. Если у магистранта большая нагрузка на работе и он понимает, что не успеет выполнить все задания, с помощью трекера он может заранее рассчитать, какие задания нужно сделать обязательно и сколько баллов необходимо набрать на итоговом проекте, чтобы получить допуск. Если по одной или нескольким дисциплинам студент хочет получить зачет автоматом, ему проще расставить приоритеты и составить индивидуальный график выполнения всех работ.

Сергей Титов

Доцент департамента менеджмента и инноваций, преподаватель программы «Продуктовый маркетинг и аналитика» Нетологии и Финансового университета

Я преподаю «Современный стратегический анализ» и провожу экзамен по этой дисциплине в виде тестирования. В офлайне такой формат не приветствуется, и я могу применять его только на занятиях и зачетах. Поэтому для преподавателя онлайн-сессия проходит значительно проще. Мне не нужно организовывать студентов и следить за их поведением — проверку берет на себя система. Кроме того, для студентов процесс достаточно прозрачен, а ответы на открытые вопросы им нужно сформулировать и аргументировать, причем письменно. Благодаря этому претензии к оценке возникают гораздо реже.

Хотя, конечно, студенты могут относиться по-разному. Кому-то сложнее настроиться на взаимодействие через компьютер и очень важно окружение, которое в онлайне есть не всегда. Но многих эти аспекты не смущают, и им, конечно, проще. Доступность цифровых технологий и программ, многообразие функций, вроде многоэкранного режима и дистанционного доступа, позволяют подготовить более качественный ответ. А на случай проблем со связью или каких-то сбоев я рекомендую студентам подключаться с другого устройства или через мобильную сеть и сразу сообщать мне.

Чем сессия в онлайне отличается от обычной

Хотя онлайн-сессия не сильно отличается от привычного формата, у нее есть несколько особенностей:

  1. Больше контроля и поддержки
    Различные цифровые инструменты позволяют не только организовать процесс обучения, но и тщательно отслеживать прогресс каждого студента. Дополнительные автоматизированные решения и участие команды сопровождения помогают предотвратить возможные сложности. Например, с помощью платформы мы контролируем, чтобы студент сдал все необходимые задания, чат-бот напоминает ему о сроках, а координаторы связываются с теми, кто рискует не получить допуск к экзамену.

  2. Больше гибкости и меньше стресса
    Чтобы пройти онлайн-экзамен, достаточно просто открыть компьютер. Не нужно тратить время на дорогу до университета, отпрашиваться с работы или брать отпуск для поездки на сессию в другой город. Для некоторых студентов такой формат оказывается еще и менее стрессовым. Они могут выбрать подходящее место, настроиться на экзамен и чувствуют себя увереннее, находясь в комфортной среде.

  3. Проще получить доступ к преподавателю
    Если в офлайне студенты обычно встречаются с преподавателем только на занятиях и экзаменах, то в онлайне у них налажен постоянный контакт. Здесь есть общий чат группы с координаторами и всеми преподавателями. Как и на обычной сессии, перед экзаменами проходят консультации, на которых студенты могут подробно узнать о содержании, форматах и критериях оценки. Но если вопросы появляются в другое время, их всегда можно задать напрямую в чате или запросить дополнительную информацию через координатора.

По данным опроса, 90% студентов считает плюсом возможность сдавать экзамены не выходя из дома, 77% нравится спокойная домашняя обстановка, а 50% — скорость получения результатов. При этом единственным минусом, с которым согласилось большинство (82%), является зависимость от стабильного интернета. Остальные особенности, такие как отсутствие одногруппников в помещении и зрительного контакта с преподавателем, посчитали незначительными.

Анна Алексеева

Руководитель команды координаторов в Нетологии

Система сопровождения — это то, чем отличается онлайн-программа от классической. Участие координаторов и использование различных инструментов позволяют обеспечить эффективность дистанционного обучения: помогают студентам организовать свое время, наладить контакт с преподавателем, следить за успеваемостью и успешно сдавать экзамены. Если в офлайне студент обычно предоставлен сам себе, в онлайне есть индивидуальный подход. И, если возникнут сложности, студент получит своевременную поддержку.

Координаторы следят за промежуточными результатами, предоставляют информацию об экзаменах и зачетах, напоминают о датах сдачи. Перед сессией они проверяют списки сдающих и помогают получить допуск тем, у кого возникли сложности. Поэтому в онлайне больше точек контроля. Это особенно важно для студентов бакалавриата, которые переходят на новый уровень самостоятельности и ответственности. Но может быть актуально и для магистрантов: если у человека появилось много работы, родился ребенок или возникли какие-то личные обстоятельства, мы помогаем ему не забыть о сроках сдачи заданий, датах сессии и важных мероприятиях.

Иногда студенты путают день или время экзамена и пропускают его. Мы помогаем организовать пересдачу и договариваемся с преподавателем. Бывает и наоборот — студенты очень ответственно подходят к обучению. Например, одному магистранту так нравился предмет, что он пересдавал итоговую работу трижды — хотел снова и снова ее улучшать. Мы несколько раз договаривались о продлении сроков сдачи. Но когда преподаватель засчитал результаты третьей пересдачи, студент расстроился, что не сможет доработать проект еще раз.