Мир меняется. Гибридный и удаленный режим работы, экономические вызовы, развитие технологий, в том числе виртуальной реальности и искусственного интеллекта, — для бизнеса все это делает перемены неизбежными, а не просто возможными. Компаниям нужны люди, готовые адаптироваться к непрерывно меняющимся требованиям. Если у сотрудников нет надежных стратегий, которые помогали бы это делать и справляться со стрессом, они почувствуют себя застигнутыми врасплох. О том, как помочь команде выработать такие стратегии, рассказал Дин Джонс, эксперт по обучению и развитию талантов в Gallup. Перевели его статью.

Почему перемены трудно принимать

Любой эксперт по управлению изменениями скажет, что принимать их тяжело, — но почему? Дело в том, что изменения означают потерю контроля, рост неопределенности и дискомфорта. Сотрудники могут сомневаться в себе, своей ценности и компетентности — а потому начинают сопротивляться переменам.

Связанный с этим стресс негативно сказывается на благополучии команды и может привести к выгоранию. С его симптомами хотя бы иногда сталкиваются 73% сотрудников, которые работают полный день. А 13% тех, кто уже выгорел, теряют уверенность в собственной эффективности. Кроме того, они на 23% чаще обращаются за неотложной медицинской помощью и на 63% чаще берут больничный. Все это мешает выполнять и привычные обязанности, не говоря уже о том, чтобы отвечать на новые вызовы.

Поэтому очень важно, чтобы компании развивали сильные стороны своих людей: в трудные времена это становится опорой. У сотрудников, которые знают и используют свои лучшие качества, почти в 6 раз выше вовлеченность, они показывают лучшие результаты и реже покидают компанию. А еще успешнее справляются с неопределенностью, используя стратегии, которые учитывают их сильные стороны, и чувствуют себя увереннее.

Определите таланты своих сотрудников и помогите их развить — и команда получит инструменты для повышения адаптивности и резильентности.

Как поддержать сотрудников и развить их сильные стороны

Итак, опора на лучшие качества помогает людям адаптироваться к переменам, а компаниям — получить более устойчивую и эффективную команду в условиях неопределенности. Но как к этому прийти? Есть 6 ключевых рекомендаций. Вы можете использовать их в любом порядке и в любое время. Ориентируйтесь на то, насколько сотрудники осведомлены о своих сильных сторонах.

Совет №1. Убедитесь, что сотрудники понимают масштабы своих талантов

Люди могут сомневаться в себе и думать, что сильных сторон у них не так уж много. Часто это происходит из-за игнорирования деталей.

Представим, например, сотрудника с высокой склонностью к конкуренции. Он сравнивает свои результаты с чужими и, если сравнение не в его пользу, пытается это исправить. Можно сделать вывод, что сильная сторона такого сотрудника — стремление превзойти других и добиться признания. Но с этим связаны и другие качества. Например:

  • инициативность;

  • готовность брать на себя ответственность;

  • непрерывное развитие и обучение;

  • склонность к рефлексии.

Заметить все это может быть сложно, поскольку внимание фокусируется на самой яркой черте: стремлении стать лучшим. Чтобы помочь сотруднику осознать настоящие масштабы своих способностей, важно подчеркивать такие «скрытые» черты.

Совет №2. Помогите сотрудникам развить осознанность

Чтобы найти опору в нестабильные времена, сотрудники должны не только осознавать масштабы своих сильных сторон, но и видеть зоны роста. А еще понимать, как использовать таланты для достижения успеха.

Руководитель может помочь команде разобраться в этом. Спросите сотрудников:

  • Какие таланты у вас есть и как вы можете их использовать?

  • Как они проявляются в повседневной жизни?

  • Как с ними связаны ваши успехи?

Понимая свои таланты, сотрудники могут выработать стратегии взаимодействия с переменами на работе и в повседневной жизни. Они будут знать, в чем их опора, и почувствуют себя увереннее.

Совет №3. Преобразуйте таланты в сильные стороны

Эти понятия можно считать синонимами, но у них есть некоторые различия. Талантом мы называем способности и черты характера: например, дисциплинированность или коммуникабельность. Они становятся сильными сторонами, когда их регулярно применяют на практике для выполнения рабочих задач и повышения эффективности.

Иными словами, сильные стороны помогают сотрудникам добиваться измеримых, последовательных и воспроизводимых результатов. Обсудите с участниками команды, как именно они используют свои лучшие качества каждый день и какой потенциал еще можно реализовать.

Совет №4. Опирайтесь на сильные стороны сотрудников в повседневных задачах

Попросите сотрудников изучить или разработать стратегии достижения успеха, основанные на уникальном сочетании их талантов и сильных сторон. Это поможет им выполнять задачи более эффективно благодаря:

  • пониманию собственных ограничений;

  • осознанию своих потребностей и нужд команды;

  • возможности предусмотреть трудности и продумать свои действия заранее.

Предложите команде обсудить стратегии каждого. Так сотрудники будут знать сильные стороны друг друга и понимать, в каких вопросах на кого лучше полагаться. А вам будет проще распределять задачи и внедрять изменения.

Совет №5. Поощряйте проявление сильных сторон

Сотрудникам важно чувствовать: свои сильные стороны можно проявлять. В то же время такие проявления нужно регулировать, чтобы не мешать остальной команде или собственной работе. И делать это каждому сотруднику следует самостоятельно, основываясь на знании ограничений и сильных сторон — как своих, так и тех, что есть у коллег.

Команда, в которой практикуется такое саморегулирование, добивается лучших результатов. Ее участники более эффективно сотрудничают друг с другом и уважают каждого. А еще баланс между проявлением сильных сторон и их регулированием помогает развивать лидеров — тех, кто использует свои навыки и способности на высоком уровне, но не забывает и о коллегах.

Совет №6. Помните о коммуникации и прозрачности

Даже если сотрудники опираются на свои сильные стороны, неопределенность, которая всегда сопутствует переменам, может восприниматься как сильный стресс. Чтобы помочь команде с ним справиться, менеджеру стоит:

  • быть открытым, если сотрудники обратятся за поддержкой;

  • объяснять, с чем связаны перемены и какие у компании цели;

  • регулярно обсуждать с командой происходящее;

  • показывать сотрудникам, как они могут использовать свои сильные стороны в повседневной работе;

  • сообщать об изменениях, учитывая особенности своей команды.