Мы много говорим о том, какие навыки нужны лидерам, чтобы добиться успеха, и как их развить. А какую роль играют личные качества? Исследователи из Имперского колледжа Лондона, Павийского университета и компании Macro Health Research Organization выяснили, какие черты характера преобладают у сотрудников в зависимости от уровня должности. Они опросили предпринимателей, менеджеров, супервайзеров и рядовых сотрудников, а затем сравнили результаты. Делимся главным из исследования.

Как проводилось исследование

Ученые опирались на выборку исследования Understanding Society: the UK Household Longitudinal Study («Понимая общество: лонгитюдное (т. е. долговременное) исследование домохозяйств Великобритании») за период с 2011 по 2012 год. За это время в нем приняли участие 2415 предпринимателей, 3822 менеджера, 2446 супервайзеров и 10 897 рядовых сотрудников.

Задачей экспертов было выявить связь между личными качествами человека и уровнем должности, которую он занимает. Это важно и для самих сотрудников, и для работодателей. Понимание таких закономерностей помогает определить, подойдет ли кандидату та или иная позиция, в каких аспектах он может чувствовать себя некомфортно, а в каких, наоборот, будет максимально эффективен. При проведении анализа ученые опирались на «Большую пятерку» — психологическую модель, которая позволяет оценить личность человека по 5 показателям:

  • открытость (openness) — готовность принимать новый опыт;

  • добросовестность (conscientiousness) — надежность, ответственность, дисциплинированность и внимательность в работе;

  • невротизм (neuroticism) — противоположен эмоциональной стабильности, описывает раздражительность, тревожность, неспособность справляться со стрессом;

  • доброжелательность (agreeableness, в других переводах — сговорчивость, уживчивость) — эмпатичность, дружелюбие, способность находить общий язык с окружающими, приятность в общении;

  • экстравертность (extraversion) — высокая потребность в общении, стремление к взаимодействию с другими людьми, коммуникабельность.

Ученые предположили, что:

  • чем выше должность, тем сильнее развиты открытость и добросовестность (у супервайзера эти показатели выше, чем у рядового сотрудника, у менеджера — выше, чем у супервайзера, и так далее);

  • чем ниже должность, тем сильнее развит невротизм и слабее — доброжелательность;

  • экстравертность практически не связана с иерархией должностей.

Результаты исследования

Участникам исследования предложили ответить на 15 вопросов — по 3 на каждый показатель «Большой пятерки». Варианты ответов варьировались от «категорически не согласен» до «полностью согласен». Затем по каждому показателю были выведены средние баллы. Результаты опроса представлены ниже:

Выяснилось, что предприниматели и менеджеры менее невротичны, чем рядовые сотрудники и супервайзеры. Они лучше контролируют эмоции и справляются со стрессом — что неудивительно. Успешность предпринимателя во многом зависит от того, умеет ли он принимать рациональные решения в управлении компанией, вместо того чтобы действовать на эмоциях. Менеджеру тоже необходима эмоциональная стабильность — иначе он не сможет выполнять свои обязанности эффективно. При этом разницы между предпринимателями и менеджерами с точки зрения невротизма практически нет.

С доброжелательностью все немного сложнее. У предпринимателей этот показатель высокий — возможно, потому что им нужно налаживать деловые контакты и получать ресурсы от внешних организаций. Однако менеджеры оказались менее доброжелательными, чем предприниматели, супервайзеры и обычные сотрудники. Конечно, работать со сговорчивым и приятным в общении менеджером достаточно комфортно. Тем не менее слишком высокий уровень доброжелательности может помешать ему принимать необходимые, но трудные решения, которые могут повлиять на коллег и подчиненных.

Открытость напрямую зависит от статуса. Выше всего этот показатель у предпринимателей, затем идут менеджеры, супервайзеры и рядовые сотрудники. Чтобы компания была успешной, предпринимателю нужно уметь генерировать идеи, решать новые для себя проблемы, создавать инновационные продукты и бизнес-модели. Судя по всему, для менеджера также важна способность действовать нестандартно, в том числе при разработке стратегий и регламентов.

Разница в добросовестности у предпринимателей, менеджеров и супервайзеров практически незаметна. А вот обычные сотрудники по этому показателю отстают. Для предпринимателя добросовестность — одна из ключевых черт личности: от того, насколько тщательно и ответственно предприниматель подходит к своей работе, во многом зависит выживание компании. Менеджерам и супервайзерам эта черта помогает принимать более продуманные управленческие решения.

Наконец, в том, что касается экстравертности, супервайзеры и рядовые сотрудники заметно уступают предпринимателям и менеджерам. Возможно, дело в том, что менеджеры и предприниматели постоянно работают с людьми, и это требует развитых социальных навыков.

У исследования есть 2 основных ограничения. Во-первых, неясна причинно-следственная связь между личными качествами и должностью. Экстраверт решил стать предпринимателем или предпринимателю пришлось прокачать коммуникативные навыки? Во-вторых, в зависимости от конкретной сферы занятости закономерности, вероятно, могут меняться. Тем не менее, опираясь на результаты исследования и понимая свои сильные стороны, вы сможете предположить, на какой позиции вам будет комфортнее. А еще — понять, какие навыки стоит развить, чтобы занять более высокую должность.