Предпринимательство сегодня — одна из приоритетных областей экономики. Бизнесменам оказываются различные меры поддержки, появляются специальные курсы, а навыки предпринимательства считаются обязательными для всех. И часто работа в компании начинает преподноситься как что-то менее престижное и созвучное успеху в сравнении с собственным бизнесом. Мы поговорили с Натальей Кузнецовой, карьерным консультантом, и выяснили, почему предпринимательство подходит не всем и какие плюсы в этом есть.

Наталья Кузнецова

Карьерный консультант, executive-коуч

Почему не всем нужно становиться предпринимателями

К открытию собственного бизнеса можно относиться по-разному. Некоторых эта мысль будоражит и драйвит, а кого-то заставляет в очередной раз задуматься, взвесить все «за» и «против». И в обоих случаях это абсолютно нормальные реакции. Дело в том, что ведение собственного бизнеса требует определенной комбинации навыков и личностных качеств человека:

Самоорганизация

Под этим словом я подразумеваю большой спектр качеств: это и умение брать на себя ответственность, и готовность пробовать новое, экспериментировать. Также в самоорганизацию входит способность придерживаться заданного курса и доводить начатое до конца. Все это необходимо для того, чтобы воплощать свои идеи, особенно в самом начале, когда бизнес еще молодой и встречается с большим количеством трудностей и преград. Это требует огромного внутреннего ресурса, терпения, дисциплинированности, и не все готовы постоянно нести такую большую ответственность за себя, свой бизнес и команду (если она есть).

Развитие метакомпетенций

Метакомпетенции сегодня важны, даже если вы работаете в организации. Но если вы решаете развивать собственный бизнес, то перечень смежных навыков, которыми вы должны обладать сегодня, вырастает в разы. Так, если вы работаете в команде дизайнером, HR-менеджером или копирайтером — у вас будет четко очерченный круг компетенций. Если же вы решите развивать собственный бизнес или личный бренд, то, кроме своих основных компетенций, вам предстоит изучить: основы права, бухучета, маркетинга, SMM, копирайтинга, а с развитием различных форматов в соцсетях для продвижения придется стать и фотографом, и режиссером, и оператором, и монтажером.

Готовность к рискам

Предпринимательство — это всегда риски. Собственный бизнес требует инвестиций множества ценных ресурсов, и деньги — только один из их видов. В свое дело человек инвестирует и время, и силы, и свои навыки. И результат долгое время остается неопределенным. Как бы вы ни старались, у вас не получится застраховать себя от всех непредвиденных обстоятельств. Существуют вещи, которые находятся вне зоны вашего контроля: пандемии, изменения трендов и тенденций, которые накатывают как волны, и все, что вы можете — это держаться как можно крепче, чтобы пережить эту волну или запрыгнуть на нее.

Можно говорить, что предпринимательство — это не просто дело или навык, это образ жизни. И он подходит далеко не всем. Не каждый человек готов рисковать своими силами, деньгами, временем. И это абсолютно нормально. За пределами предпринимательского мира тоже есть жизнь, и она не менее прекрасна.

Может ли карьера в организации быть эквивалентна собственному бизнесу

На мой взгляд — может. Часто работу в найме жестко противопоставляют предпринимательству: считается, что благодаря собственному бизнесу можно заработать больше денег, чем работая в организации, к тому же работа на себя дает больше творческой свободы. Многих к предпринимательству мотивирует возможность ориентироваться на свои цели и потребности, а не на корпоративные KPI, отсутствие необходимости вставать на работу, соблюдать дресс-код и улыбаться коллегам. Но такой сюжет можно назвать утопическим.

Работа в найме, вопреки предубеждениям, также может предлагать достойную оплату труда, особенно если мы говорим о позициях в топ-менеджменте или об узких специалистах и экспертах. Даже «скромная» зарплата директора может составлять 300 000 рублей в месяц. Чтобы новичку получать аналогичный доход с собственного бизнеса, нужно очень постараться, вложить большое количество ресурсов и освоить широкий спектр навыков.

Отдельно стоит проговорить момент «творческой свободы» в собственном бизнесе. Истории с хэштегом «успешный успех» часто показывают счастливых предпринимателей, которые запустили свой бизнес и уехали куда-то в теплые страны преисполняться легкостью и благодарностью. Опять же, такой сюжет доступен не каждому, и это важно понимать. Часто работа в найме предоставляет даже большие свободы, особенно когда это касается личного времени. В найме, как правило, строже соблюдаются рабочие часы, сотрудникам выделяют больничные, отпуска, оплачивают отпуск, а некоторые компании включают в том числе программы для обучения и развития сотрудников. В случае с собственным бизнесом все эти моменты ложатся на плечи предпринимателя. Человек работает буквально без перерывов, выходных и, как такового, отпуска. Он все время должен держать руку на пульсе, чтобы успевать решать связанные с бизнесом вопросы. И такой режим жизни может продолжаться довольно долго, даже спустя много лет существования бизнеса.

Так что, если человек хочет свободы — в ее различных проявлениях — он может получить ее и работая в найме. Например, устроиться на удаленную работу, позволяющую работать из любой точки мира, выбрать команду с близкими ценностями.

История каждого бизнеса уникальна, и до сих пор нельзя вывести универсальную формулу, которая бы точно указывала, как быстрее человеку дойти до желаемого заработка или условий работы — через найм и свою карьеру или через собственный бизнес.

Как строить карьеру, чтобы не упираться в финансовый потолок

Одним из популярных аргументов в пользу собственного бизнеса является (условное) отсутствие финансового потолка. Возможности для заработка преподносятся как безграничные, хотя, на самом деле, определенные пределы для каждого бизнеса и сферы все-таки есть. Но, как было сказано выше, высокие доходы можно получать и работая в организации.

Развитие карьеры в найме во многом похоже на бизнес. Если вы не хотите упереться в потолок, сделав очередной шаг по карьерной лестнице, вам нужно вкладываться в свое развитие.

Определите, какую именно карьеру вы хотите получить в будущем

Карьерные пути бывают разными. Самый известный — вертикальный, от низкой должности к более высокой. Также существует не менее престижная горизонтальная карьера, когда человек становится узкопрофильным специалистом. У этих карьерных стратегий разные точки опоры, каждая требует особой стратегии. В обоих случаях вам стоит развивать экспертность, а также работать над мягкими навыками. Они позволяют укрепить свой статус внутри компании, лучше подсветить профессиональные компетенции. Для вертикальной карьеры также нужны управленческие компетенции, а вот для горизонтальной необходимо постоянное углубление в сферу, которой вы занимаетесь.

Если вы хотите ускориться в своем карьерном продвижении, я бы рекомендовала обращаться к карьерным консультантам. Они обладают необходимыми знаниями о ситуации на рынке труда и помогут сориентироваться в области карьерных возможностей и финансовых ожиданий, а также подскажут, как вам работать с вашей карьерной стратегией.

Пробить финансовый потолок помогают две важные переменные:

  • Понимание зарплат на рынке труда
    Вы наверняка видели на рекрутинговых сайтах упоминание «зарплата по результатам собеседования». У карьерных консультантов, как правило, есть представление о том, какие цифры на уме у работодателя. Также, ознакомившись с аналитикой по этому вопросу, вы сможете понимать, в каких сферах вас могут ожидать более высокие зарплаты (спойлер: не только в IT).

  • Карьерная стратегия
    Под карьерной стратегией часто подразумевают только стаж работы и повышения квалификации, но это совсем не так. В карьерную стратегию также входят ваши профессиональные кейсы. Поэтому, выстраивая ее, вы должны ориентироваться не только на время, которое вы готовы проработать в той или иной компании, но и на опыт, который эта работа может вам предложить. Обращайте внимание на проекты, которые вам нужны для подтверждения профессиональных компетенций, на качество и статус потенциальных клиентов (независимо от того, работаете ли вы в B2B или в B2C проектах). Карьерная стратегия также прочно связана с коммуникативными навыками: вам нужно понимать, как строить общение с коллегами, партнерами внутри компании, в своей сфере, чтобы вас воспринимали как высококлассного специалиста и предлагали вам все большие деньги за вашу работу.