За последнее десятилетие интернет вошел в жизнь практически каждой российской семьи. Если в 2005 году только 9% домашних хозяйств имели к нему доступ, то в 2014 году — уже 70%. Доля семей, подключенных к глобальной сети, особенно стремительно росла в 2009–2013 годах: увеличивалась ежегодно на 8–12 процентных пунктов. Однако по уровню доступности интернета в домашних хозяйствах Россия все еще отстает от стран ЕС, где в 2014 году этот показатель составлял в среднем 81%. Эти данные приводятся в информационном бюллетене, подготовленном экспертами Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики по результатам Мониторинга информационного общества НИУ ВШЭ.

Как часто россияне используют интернет?

Более половины опрошенных в возрасте 15–72 лет (52%) в 2014 году выходили в сеть каждый или практически каждый день. Две трети (67%) использовали его в течение последних трех месяцев, 7% — более трех месяцев назад.

Никогда не пользовались интернетом 26% россиян.

Доля ежедневной аудитории интернета в 2014 году выросла на 4 процентных пункта в сравнении с годом ранее. По этому показателю Россия стоит рядом с Польшей, Португалией, Грецией, и почти вдвое отстает от страны-лидера — Исландии.

Для чего используют?

Наиболее популярная практика в интернете — общение в социальных сетях. За этим идут в сеть 74% россиян. Профессиональные сообщества (например, Linkedin и др.) востребованы лишь у 3% интернет-аудитории.

Электронная почта нужна 39% населения. По сравнению с 2013 годом этот показатель практически не изменился. Вероятно, даже для решения рабочих вопросов все больше людей предпочитают соцсети.

Для телефонных и видеозвонков использовали интернет за последние три месяца две пятых (40%) опрошенных.

Общение с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (чаты, ICQ, QIP и др.) распространено в меньшей степени (11%).

Каждый пятый наполняет сеть собственным контентом: 20% загружали личные файлы (книги / статьи / журналы, фотографии, музыку, видео, программы и др.) для публичного доступа. Потребителей заметно больше: 50% скачивают фильмы, изображения, музыку, прослушивают музыку/ радио и просматривают видео.

Источники: расчеты НИУ ВШЭ по данным Росстата; база данных Евростата; основные индикаторы ОЭСР; статистические сборники НИУ ВШЭ «Индикаторы информационного общества: 2015» и «Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России» (2015).