Психоанализ критиковали с момента появления — и не перестали критиковать до сих пор. Тем не менее именно это направление стало основой для многих концепций, методов и техник, которые используют современные психологи. С экспертами школы «Психодемия» разбираемся, что вообще такое психоанализ, за что его критикуют и чем он полезен психологам сегодня.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психологическая теория и один из методов психотерапии. Концепцию психоанализа предложил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд в конце XIX — начале XX века.

В своих лекцияхПодробнее см.: Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.: АСТ, 2019. Фрейд выделял два основных положения психоанализа:

«Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. […] И все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания.

[…]

Второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать».

Таким образом, Фрейд определяет два, по его словам, «оскорбляющих весь мир» базовых представления психоанализа:

  • чтобы помочь людям справиться с психическими проблемами, нужно исследовать бессознательное;

  • сексуальное влечение влияет как на психическое здоровье, так и на творческие способности.

В классическом психоанализе есть и другие значимые положения. Их обобщил немецкий социолог и психолог Эрих ФроммПодробнее см.: Эрих Фромм. Ревизия психоанализа. М.: АСТ, 2019.:

  • Поведением человека управляют иррациональные влечения, которые могут вступать в конфликт с моралью, общественными нормами и доводами разума. Сам человек не осознает эти влечения — он пытается убедить себя, что действует рационально.

  • Любая попытка осознать иррациональные влечения вызывает сопротивление. Но такую подсознательную мотивацию можно выявить — например, через сны и непреднамеренные мелкие поступки. Если это сделать, неприятные психические симптомы исчезают, «человек испытывает прилив энергии, а его личность испытывает радость и получает свободу».

  • Развитие человека определяется не только врожденными факторами, но и тем, что влияло на него в детстве.

  • Конфликт между сознательным и бессознательным может привести к психическим заболеваниям.

Из этих представлений растут и техники, которые часто ассоциируют с психоанализом как методом терапии. Например, исследование сновидений — Фрейд считал, что бессознательное ярче всего проявляет себя именно в них. Или работа с детскими воспоминаниями — ведь именно в детстве мы перенимаем у взрослых представления, установки, опыт, которые в дальнейшем определяют нашу жизнь, но не осознаются.

Кроме классических подходов Фрейда, есть и другие направления психоанализа. В целом они основаны на тех же принципах, но в деталях могут отличаться. Например, в эго-психологии исследуют прежде всего сознательную часть личности, а не подсознание. А в структурном психоанализе считается, что и сознание, и бессознательное имеют языковую природу.

«Принципиальное отличие психоаналитического подхода заключается в так называемой аналитической позиции. Когда клиент приходит к психологу с определенным запросом, вместе они стараются работать над проблемой, формируя рабочий альянс, в котором психологу отводится помогающая, экспертная роль. Парадокс психоанализа состоит в том, что психоаналитик такой роли избегает. Вместо этого он делает все, чтобы (мягко!) столкнуть человека с ним же самим. Становясь зеркалом для пациента, психоаналитик предоставляет возможность раскрыться самым разнообразным человеческим качествам. Эти качества не подвергаются оценке или воздействию со стороны аналитика. Они констатируются как факты. А что делать с этими фактами — решать пациенту. В таких решениях происходит психологический рост человека, формируется способность мыслить по-новому, что в конечном счете может привести к трансформации личности».

Валерия Токарева, магистр психологии, научный руководитель и автор программы «Основы психоанализа» в «Психодемии»

Есть три основные техники психоанализа.

Интерпретация

Психоаналитик исследует все, что позволит ему разобраться в состоянии клиента. Это могут быть мысли, действия, эмоции, которые человек проявляет на сеансе, результаты творчества и так далее. Терапевт получает сведения и анализирует их — то есть переводит информацию из бессознательной области в сознательную.

Толкование сновидений

Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Он создал систему образов и символов для толкования сновидений. Чтобы выявить неосознаваемые желания и мотивы клиента, терапевт расшифровывает его сны, проясняет их скрытое содержание.

Работа со свободными ассоциациями

Еще один способ изучать бессознательное — предложить клиенту говорить все, что приходит в голову, даже что-то неприличное или абсурдное. Фрейд полагал, что так руководящая роль сознания ослабевает и на первый план выходит то, что человек подавлял или не осознавал. Например, травмирующие воспоминания или истинные желания, мотивы.

Почему считается, что психоанализ устарел

С самого начала психоанализ активно критиковали. Об этом во «Введении в психоанализ» говорил и сам Фрейд: по его мнению, врач, который займется психоаналитической практикой, «окажется в обществе, не понимающем его устремлений, относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все скрытые темные силы». Да, в то время значимость бессознательного и сексуального могла казаться шокирующей концепцией. Но почему критикуют психоанализ сейчас?

Джоэл Пэрис, доктор медицинских наук, психиатр и почетный профессор канадского Университета Макгилла, приводит следующие аргументы:

  • Нельзя сказать, что эффективность психоанализа полностью доказана. По мнению Пэриса, Фрейд и его последователи опирались прежде всего на клинический опыт и не проводили воспроизводимые исследования, которые предоставили бы более надежные данные. Кроме того, в психоанализе много гипотез, которые невозможно опровергнуть или доказать на практике.

  • Некоторые методы и положения психоанализа противоречат нейробиологии. В пример Пэрис приводит толкование сновидений — исследователи в этой области считают, что подходы Фрейда опровергаются эмпирическими данными.

Кроме того, некоторые концепции Фрейда сегодня действительно кажутся устаревшими. Например, чрезмерный акцент на сексуальности и идеи вроде Эдипова комплекса.

Психоанализ в работе современного психолога

Хотя психоанализ много критикуют, в его пользу есть весомые аргументы. Прежде всего, некоторая архаичность исходных концепций вовсе не означает, что метод устарел в целом. Многие гипотезы Фрейда — тот же Эдипов комплекс — пересматривались уже его последователями и не обязательно используются современными психоаналитиками.

Что касается недостатка эмпирических доказательств, здесь тоже есть свои аргументы.

«Медицинский стандарт исследования эффективности лечения — рандомизированные контролируемые исследования. Этот подход подразумевает тщательный контроль лечебного фактора и сравнение его эффекта с альтернативными методами лечения или его отсутствием. Его довольно трудно перенести на психотерапевтические вмешательства, поскольку тут мы имеем дело с комплексным воздействием. Сложно выделить какой-то единственный фактор, который оказывает влияние на симптоматику и проблему пациента.

Так, мы знаем, что на эффективность психотерапевтического метода влияет очень много переменных, которые сложно отделить от «протокола» — личность специалиста, особенности его отношений с клиентом, условия, в которых протекает психотерапия, ожидания и надежды участников процесса. Когда сам терапевтический подход строится на этих переменных, а не на четких упорядоченных упражнениях или протоколах, проверить эффективность таким способом становится просто невозможно.

Единственное, на что остается опираться, — это качественные данные, клинический опыт и картина изменения симптомов. Такой тип доказательств не очень любят в академической среде, поскольку он не дает возможности сделать какие-то надежные выводы. С другой стороны, это все равно лучше, чем полное отсутствие данных».

Мария Данина, кандидат психологических наук, основательница «Психодемии»

Как сегодня применяют психоанализ? Обычно это происходит в рамках психодинамической терапии. Так называют подход, который предполагает, что все происходящее в психике человека — это результат взаимодействия неосознаваемых «течений»: желаний, прошлого опыта, убеждений, норм и установок. Как правило, психодинамические методы используют в долгосрочной терапии. Комментирует Мария Данина:

«В психоанализе активно исследуется период, когда мы формируем свои самые базовые отношения — с родителями, которые затем оказывают влияние на все сферы нашей жизни, и отношения с самими собой. Чтобы изучать динамику отношений, психоаналитику очень важно уметь занимать особую, нейтральную позицию и быть крайне внимательным к своим собственным реакциям.

Представьте, что клиент выгружает все свои внутренние процессы в особый контейнер, чтобы их разобрать и привести в порядок. Контейнер должен быть вместительным, прозрачным и гладким, чтобы как можно меньше искажать картину происходящего в нем. Это то, к чему стремится специалист, — создавать такой контейнер и помогать клиенту выгружать и раскрывать в нем то, что причиняет ему страдание. Сама эта деятельность скорее помогает осознавать внутренние процессы и не обязательно направлена на их изменение».

Процесс психоаналитической терапии зачастую долгий, потому что в ходе нее клиент и специалист работают с динамикой их отношений. А чтобы отследить ее, необходим сеттинг — стабильные условия, в которых клиент, постепенно доверяясь себе и аналитику, начинает раскрывать свои психические особенности, наблюдать за собственными реакциями. Он делает это как самостоятельно, так и при помощи терапевта.

Таким образом, психоаналитический процесс можно считать процессом самопознания — у клиента может не быть конкретного запроса либо в ходе терапии запросы могут меняться или появляться новые. Именно поэтому измерить результат крайне сложно, но некоторые психоаналитики все же пытаются это делать. Так, например, знаменитый член Британского психоаналитического общества, профессор Университетского колледжа Лондона Дэвид Тэйлор в течение нескольких лет наблюдал за одиннадцатью пациентами, страдавшими хронической депрессией и окончившими полуторагодичную терапию: у девяти из них состояние продолжило улучшаться.

Кроме того, ряд исследований показывает, что психодинамическая терапия может быть эффективна для работы с психическими расстройствами у детей и подростков, но этот вопрос еще недостаточно изучен.

Наконец, некоторые концепции психоанализа могут быть полезны даже тем психологам, которые преимущественно работают в других подходах. Это, например:

  • Концепция переноса и контрпереноса. Так называют проецирование чувств клиента на психолога и чувств психолога на клиента.

  • Идея внутренних ролей — Родителя, Ребенка и Взрослого. Ее предложил американский психиатр Эрик Берн, который во многом опирался на психоанализ.

  • Психологические защитные механизмы. К примеру, вытеснение — защитная реакция психики, из-за которой человек забывает о травмирующих воспоминаниях.

Освоить навыки, которые помогут выстроить долгосрочные отношения с клиентом и сделать терапию эффективнее, можно на курсе «Основы психоанализа» от онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» (входит в образовательный холдинг Ultimate Education). Курс ведут магистры психологии и практики с опытом от 3 до 30 лет. Вы научитесь использовать психодинамические подходы: работу с глубинными бессознательными процессами, проекциями, сопротивлением и их интерпретацией.

На курсе нет воды из теории и догматизма — школа создает пространство для дискуссии и переосмысления постулатов психоанализа в современных реалиях. Большая часть курса будет посвящена практическим занятиям, супервизиям и интервизиям.

Помимо умения вести психоаналитическую терапию, студентов обучат конструировать и укреплять свою профессиональную идентичность, этично позиционировать себя в медийном пространстве и разбираться в юридических вопросах. По итогам обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца и доступ к большому индустриальному сообществу выпускников. Здесь можно участвовать в бесплатных интервизиях и мастер-майндах, а также развивать свою медийность как эксперта.

Первый поток стартует 11 декабря.

Реклама: ООО «Психодемия», ИНН: 9723032427