Культура благотворительных пожертвований в современной России развита недостаточно: люди чаще всего действуют по старинке, стараясь передавать деньги лично, из рук в руки. При этом сама распространенность такой безвозмездной помощи довольно высока. За последний год не раз оказывали подобную поддержку другим людям 52% россиян, и еще 5% делали денежные пожертвования однократно, подсчитали директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и научный сотрудник центра Ирина Корнеева.

Они составили коллективный портрет людей, имеющих опыт бескорыстной денежной помощи. Важными факторами, влияющими на участие в этих практиках, оказались уровень образования респондентов, род занятий, должность, пол, возраст и религиозные убеждения.

Эмпирической базой исследования стали результаты всероссийского опроса городского и сельского населения, который был проведен в этом году в 43 субъектах РФ. Объем выборки — 2000 респондентов старше 18 лет. Участие россиян в денежных пожертвованиях эксперты изучали в рамках регулярного мониторинга состояния гражданского общества.

Россияне предпочитают передавать деньги напрямую

Из 57% россиян, которые за последний год безвозмездно помогали другим людям деньгами, 39% делали это несколько раз, 13% — многократно, 5% — только однажды. Тех, кто не участвовал в пожертвованиях, существенно меньше — 41%. Еще 2% затруднились с ответом.

Таким образом, практика денежной поддержки в адрес нуждающихся людей распространена в стране довольно широко. Однако на этом фоне очевиден некий консерватизм «стиля» пожертвований. «Люди чаще всего совершают пожертвования в виде передачи денег лично, из рук в руки, как и много лет назад», — отмечают эксперты. Это говорит о недостаточном развитии самой культуры благотворительных пожертвований. Вполне показательны цифры: 66% респондентов оказывали помощь в форме милостыни и подаяния, и 33% опрошенных передавали деньги нуждающимся лично в руки (кроме милостыни).

Среди «обезличенных» каналов перечисления пожертвований лидируют мобильная связь (20%) и ящик-копилка для сбора средств (16%).

На третьем месте среди таких способов оказалась передача денег по месту работы (14%). За ними со значительным отставанием следуют сбор средств друзьями и знакомыми (7%), а также по месту жительства (6%).

Примечательно, все эти варианты передачи денег во многом опираются на личные контакты. Здесь, очевидно, сказывается доверие к ближнему кругу — друзьям, коллегам, соседям.

При этом полностью «обезличенные» каналы передачи денег — счет в банке, интернет (веб-кошелек), платежные терминалы, ежемесячные отчисления с зарплаты, выбрали от 1% до 3% голосов, отмечают эксперты.

О преобладании личного канала денежной помощи свидетельствует еще одна номинация опроса — о посредниках при пожертвованиях. 56% респондентов ответили, что действовали напрямую.

Деньги идут на самое необходимое

Россиянам, участвовавшим в пожертвованиях, задавали вопрос об их направлениях. Ответы распределились так: 29% опрошенных указали «медицину и здоровье», чуть меньше — 25% — «религию и религиозные объединения». 22% отметили помощь пострадавшим от стихийных бедствий. 18% выбрали в качестве адресата поддержки детские дома и приюты.

Культура, образование и наука, экология набрали лишь по 1% голосов.

Женщины помогают деньгами чаще, мужчины — больше

Эти гендерные особенности практики пожертвований отчетливо проявились в цифрах, указывают исследователи: женщины чаще мужчин оказывали помощь «много раз» (15% против 10%) и «несколько раз» (43% против 35%). Вместе с тем, мужчины отводят на благотворительные нужды большие суммы, чем женщины.

Практически ни разу не жертвовали денег 37% женщин и 47% мужчин.

От 31 до 60 лет — таков возраст людей, максимально вовлеченных в благотворительность (60%). При этом наибольшие суммы жертвуют россияне, которые находятся на пике трудовой биографии, — 31-45 лет.

Образованные люди помогают чаще и больше

Уровень образования во многом определяет частоту денежных пожертвований. Чем образованнее респонденты, тем чаще они участвуют в помощи другим. Так, среди россиян с высшим образованием доля тех, кому приходилось совершать пожертвования за последний год, составила 65%, с неоконченным высшим — 70%, средним специальным — 60%, начальным профессиональным — 54%, неполным средним — 42%, подсчитали авторы исследования. Максимальные суммы также отдавали образованные россияне.

Чем выше уровень дохода респондента, тем больше денег он жертвует, добавляют эксперты.

Представители СМИ и науки — лидеры по пожертвованиям

Склонны помогать другим прежде всего работники интеллектуальной сферы, показало исследование. По его данным, чаще предоставляли людям денежную поддержку россияне, работающие в средствах массовой информации (68%), в науке, наукоемком и высокотехнологичном производстве (65%), а также спорте, туризме и сфере отдыха (также 65%).

За лидерами следуют банковские служащие и финансисты (61%), медики (59%), юристы (58%) и работники культуры (58%).

Любопытно, что основными благотворителями оказались руководители среднего и высшего звена. Так, среди топ-менеджеров 92% помогали другим людям. Из них 67% — несколько раз, 17% — многократно, 8% — один раз.

Религиозные люди чаще помогают другим

Среди россиян, посещающих церковь, мечеть или храм (к примеру, буддийский) еженедельно, 81% делали пожертвования. Реже участвуют в этих акциях те, кто бывает в религиозных учреждениях раз в месяц (таких респондентов 74%) или 4-6 раз в год (71%).

Чаще помогают другим жители поселков городского типа

В номинации «пункт проживания» выяснилось, что главные участники пожертвований — жители поселков городского типа. Среди них помогали другим деньгами 65% опрошенных, в том числе несколько раз — 47%, много раз — 15%. В городах с населением от 1 млн эти цифры составляют, соответственно, 60%, 41% и 13%. Делали пожертвования в городах с населением от 500 тысяч до 1 млн также 60% респондентов. Самая низкая доля участников пожертвований — в городах с населением меньше 50 тысяч и на селе (51% и 52% соответственно).

Автор: Ольга Соболевская