Группа британских ученых под руководством российского эволюциониста Георгия Базыкина из Института проблем передачи информации доказала, что родительский возраст влияет на здоровье и репродукцию наследников. Результаты исследования опубликованы в вышедшей в июне статье в журнале PLOS ONE.

По записям в церковных книгах в период между 1688 и 1899 г.г ученые проанализировали родословные многих поколений финских семей и выяснили, что финны, у которых отцы, деды и прадеды производили потомков до 30 лет, примерно на 13% чаще доживали до совершеннолетия, нежели потомки тех мужчин в трех поколениях, которые становились отцами после 40. Начиная с 20 лет, каждый год жизни родителя, прожитый им до зачатия ребенка, повышал риск смертности наследников на 1%.

Полученные результаты согласуются с тем, что с возрастом в половых клетках — предшественниках сперматозоидов — накапливаются мутации, передающиеся по наследству и снижающие генетическую приспособленность потомков. Это подтверждается данными генетического анализа современных людей, показывающими, что мужчины, поздно ставшие отцами, передают детям больше мутаций.

Кроме того, выяснилось, что женщины реже вступали в брак, если их предки-мужчины становились отцами после 30. Однако данный факт может быть обусловлен социально-экономическими факторами.

«В современном обществе часто принято оттягивать рождение детей до зрелого возраста. В нашей с британскими коллегами работе впервые с привлечением большого материала показано, что для жизнеспособности потомка важно, в каком возрасте его родил отец, его отца — дед, а деда — прадед», — рассказал руководитель исследования Георгий Базыкин, — «Возможно, этот эффект имеет генетическую природу: приспособленность снижается из-за накопления мутаций в течение нескольких поколений. Однако у людей, живших сотни лет назад, сложно разделить генетические и социальные предпосылки описанных феноменов. Для окончательного ответа необходимы генетические исследования современных людей.»

PhD Принстонского университета Георгий Базыкин заведует сектором молекулярной эволюции ИППИ РАН и руководит группой биоинформатики в лаборатории эволюционной геномики ФББ МГУ. Георгий вместе со своими студентами регулярно участвует в международных исследовательских проектах на стыке биологии и медицины. Одно из последних исследований было посвящено анализу вирусных мутаций, приводящих к пандемиям гриппа.