Коллектив ученых из Университета ИТМО вместе с иностранными коллегами из Австралии и Финляндии подверг сомнению исследование, опубликованное учеными Кембриджского университета в престижном научном журнале Physical Review Letters. В своей работе британские ученые утверждали, что им удалось найти недостающее звено в теории электромагнетизма, которое позволит многократно уменьшить размер антенн в электронных устройствах и приведет к прорыву в сфере беспроводных коммуникаций.

Несостоятельность выводов британских ученых была замечена международной группой ученых из Университета ИТМО, Австралийского национального университета и университета Аалто в Финляндии. Оказалось, что статья, которая на первый взгляд может показаться серьезным научным трудом, на деле содержит большое количество ошибок и неточностей, идущих вразрез с общеизвестными фактами из электродинамической теории.

Внимательно изучив оригинальную статью, группа подготовила комментарии, в которых страница за страницей опровергла результаты, полученные учеными из Кембриджа. Комментарии были сразу же обнародованы журналом Physical Review Letters, опубликовавшим оригинальную статью.

Исследование британских ученых было преподнесено как прорыв в сфере беспроводных коммуникаций. Как сообщила пресс-служба Кембриджского университета, британским ученым первым удалось выяснить, что электромагнитное излучение в антеннах вызывается не только лишь движением электронов, но также феноменом, известным как нарушение симметрии электрического поля. Согласно официальному сообщению университета, с прикладной точки зрения открытие могло бы привести к уменьшению антенн до размеров, которые позволят интегрировать их внутрь электронных схем.

Однако, по словам авторов комментариев, при прочтении статьи становится очевидно, что результаты исследователей базируются на ошибочном толковании эксперимента, а также на серьезном недопонимании теоретических вопросов.

«Целый ряд весьма сенсационных заключений, сделанных учеными из Кембриджа, не выдерживает критического анализа и с легкостью находит опровержение в актуальной тематической литературе. — делится один из авторов комментариев, профессор университета Аалто, Константин Симовский. — В частности, в работе говорится о том, что излучать электромагнитные волны может только несимметричная антенна, или что эффективность резонатора выше, если его симметрия нарушена — все эти выводы абсолютно недостоверны и могут ввести в заблуждение неопытного читателя».

Сложившаяся ситуация вновь поднимает вопрос качества процедуры рецензирования статьей в научных журналах. Авторы комментариев выражают беспокойство касательно того, как в текущее время проводится процедура рецензирования.

«Сейчас в качестве рецензентов научных журналов выступают представители научного сообщества, квалификации которых зачастую недостаточно, чтобы правильно оценить публикуемый материал, — говорит заведующий лабораторией нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО, Павел Белов. — Основная задача рецензентов сводится к тому, чтобы пропустить в печать интересную статью на популярную тему, в то время как истинная новизна и корректность представленных результатов проверяются плохо».

Авторы комментариев являются признанными экспертами в области разработки диэлектрических наноантенн для оптического и СВЧ-диапазонов. На счету у физиков множество оригинальных и обзорных исследовательских статей на тему диэлектрической нанофотоники, а также патентов на изобретения и полезные модели.

В частности, недавно одним из авторов комментариев, руководителем отделения диэлектрической нанофотоники лаборатории нанофотоники и метаматериалов Александром Красноком были разработаны и получены патенты на сверхнаправленную оптическую диэлектрическую наноантенну, а также наноантенну типа Яги-Уда (волновой канал).

Диэлектрические наноантенны представляют собой перспективную альтернативу антеннам на основе металлических наночастиц. Благодаря малым потерям, связанным с рассеянием излучения в оптическом диапазоне, диэлектрические наночастицы идеально подходят для эффективного контроля и управления электромагнитными полями в нанометровом масштабе. Кроме того, диэлектрические наноантенны демонстрируют и другие экзотические свойства, отсутствующие у металлических аналогов — было показано, что диэлектрические наночастицы открывают возможности конструирования наноантенн, у которых одновременно присутствует регулируемый электрический и магнитный отклик.

Пресс-служба Университета ИТМО