Сотрудники Физико-технического института (ФТИ) Уральского федерального университета (УрФУ) с высокой точностью нашли на дне Байдарацкой губы Карского моря… магистральные трубопроводы «Газпрома». Их точное обнаружение подтвердило успех разработки, которую ведет малое инновационное предприятие с участием УрФУ.

«Нашей задачей была отработка методики высокоточной трехмерной локализации подводных магистральных трубопроводов. В отличие от какого-либо из археологических открытий, которые делают на Севере наши коллеги-историки, и для которых тоже могут использоваться наши приборы, успех этих работ, конечно, не сенсация. Однако с точностью до нескольких сантиметров определить, где под толщей воды или земли скрывается трубопровод и в каком он состоянии, с экономической точки зрения очень важно», — считает аспирант УрФУ Евгений Нархов.

Уральцам удалось обнаружить, провести съемку и рассчитать пространственное положение подводных переходов магистральных трубопроводов на разных глубинах. Добиться этого позволили новейший глубоководный буксируемый градиентометр SeaPOS-2, для которого работы в Карском море стали успешными испытаниями, и многоканальная полноградиентная система, позволяющая производить съемку высокой разрешающей способности с поверхности воды.

Новый прибор, замещающий зарубежные аналоги и другие высокоточные оверхаузеровские магнитометры серии POS разработаны и производятся в научно-исследовательской лаборатории квантовой магнитометрии (НИЛ КМ) ФТИ УрФУ. Полученный опыт позволит развить технологию неразрушающего бесконтактного контроля нефте- и газопроводов, а также усовершенствовать технологию производства отечественных высокоточных морских магнитометров.

Научную экспедицию на борту научно-исследо...

Научную экспедицию на борту научно-исследовательского судна «Виктор Буйницкий» организовал Государственный океанографический институт (ГОИН) имени Н.Н. Зубова.

Вместе с Евгением Нарховым и другими учеными из ведущих университетов страны в исследованиях участвовал студент ФТИ Андрей Сергеев, работающий в НИЛ КМ в качестве инженера. Источниками средств для их участия в экспедиции стали партнерство с ГОИН и программа развития международной конкурентоспособности 5-100.

КМПТ с участием УрФУ оказывает услуги компаниям и частным лицам, деятельность которых связана с наблюдением и обнаружением аномалий магнитного поля. Производимые в УрФУ магнитометры позволяют исследовать трубопроводы с глубиной залегания до 30 метров, а также подводные переходы, обнаруживая коррозионные пятна, трещины, вмятины, зоны повышенного усталостного напряжения и другие дефекты. В настоящее время предприятие разрабатывает технологию бесконтактной дефектоскопии и долговременного мониторинга магистральных трубопроводов.