Во многом одни и те же гены вносят вклад в обучение по разным предметам. Эти гены связаны не только с интеллектом, но и с самооценкой, мотивацией и другими характеристиками. Такой вывод сделал международный коллектив ученых, в который входит соруководитель Международного центра исследований развития человека ТГУ, профессор Юлия Ковас. Результаты исследования ученые представили в журнале Scientific Reports.

Ученые провели работу в Великобритании на материале проекта «Исследование раннего развития близнецов» (The Twin Early Development Study — TEDS), который продолжается уже около 20 лет. В проекте участвуют более 12,5 тысяч пар близнецов, данные о которых собираются с рождения. Ученые собрали оценки участников исследования по госэкзамену по разным предметам в 16 лет: английскому языку, математике, химии, физике, информатике и т.д., а также замерили общий интеллект участников и провели анализ их ДНК.

Анализ данных проводился на основе близнецового метода (в котором сравнивается похожесть монозиготных и дизиготных близнецов) и метода полногеномного анализа сложных признаков — путем прямого сравнения ДНК несвязанных родством людей исследователи пытались установить, в какой степени генетические факторы влияют на успешность в сдаче госэкзаменов по разным предметам.

В результате ученые выяснили, что во многом одни и те же гены влияют на результаты экзаменов по разным предметам. Данные результаты могут объясняться биологическим феноменом — «плейотропия».

– Суть его заключается в том, что один ген может участвовать в разных процессах и таким образом влиять на разные характеристики. Интересно, что связи между экзаменами по разным предметам объясняются не только генами, связанными с интеллектом, — рассказала Юлия Ковас.

По словам ученого, на успешную сдачу экзаменов влияют генетические факторы, связанные также с мотивацией, самооценкой, психологическим здоровьем. Огромную роль играют и средовые факторы — об этом говорит тот факт, что не всегда школьники, которые успешны по одним предметам, хорошо сдают экзамены и по другим. О том, что среда оказывает большое воздействие на мотивацию к учебе, ученые сделали вывод в предыдущем исследовании.

– Один ребенок может блестяще сдать экзамен по математике и средне — по родному языку, — комментирует Юлия Ковас. — Но мы знаем, что во многом одни и те же генетические факторы оказывают влияние на все школьные предметы. Значит, среда может или содействовать, или мешать проявлению генетических эффектов.

Сейчас ученые проверяют, насколько результаты, полученные в других странах, совпадут с результатами, которые будут получены в России. В Томске ведется постоянная работа по пополнению Российского школьного регистра, сбор данных также ведется в школах Москвы.

Эти исследования ученые считают важными для российского образования, ведь подобные научные работы позволяют лучше понять причинно-следственные связи в ходе развития, понять, как одни и те же генетические факторы проявляются в разных образовательных контекстах, как подобрать индивидуальные методы обучения для каждого ученика.

– Эти исследования также важны, потому что они помогают развенчивать сложившиеся мифы, например, о том, что интеллект генетически детерминирован, обусловлен, а это не так. В общем, подобные исследования помогают получать научные знания, на которые смогут опираться образовательные реформы, — отмечает Юлия Ковас.

Добавим, что в Международном центре исследований развития человека ученые проводят несколько масштабных проектов, направленных на изучение детского развития: например, лонгитюдное исследование, посвященное пре-, пери- и постнатальным факторам в развитии ребенка, начиная с момента зачатия и до школьного возраста. Также ученые проводят близнецовое исследование, в котором изучают активность мозга монозиготных и дизиготных близнецов во время выполнения когнитивных заданий. Созданный на базе центра Российский школьный близнецовый регистр является единственным в России, постоянно пополняется и активно взаимодействует с проектом «Исследование раннего развития близнецов» TEDS (Кингз Колледж Лондона, Великобритания).