Как известно, многие процессы в клетках живых организмов сопровождаются образованием активных форм кислорода (АФК). Под влиянием таких негативных факторов, как избыток токсинов, радиационное загрязнение, витаминно-минеральный дефицит и другие, появляются нарушения в образовании АФК. Возникает так называемый окислительный стресс, который вызывает необратимые последствия для клеток и организма в целом. К примеру, именно окислительный стресс зачастую запускает патологические реакции в нервной ткани и становится причиной гибели нейронов.

В серии экспериментов, результаты которых опубликованы в International Journal of Hematology исследователи биотехнологического центра Мордовского университета (Саранск) попытались выяснить влияние препарата ксимедон на процессы окислительного стресса. Объектом исследования стали эритроциты, полученные из периферической крови человека. Эти клетки являются своеобразными биомаркерами: по процессам, проходящим в эритроцитах, можно получить информацию об организме в целом. В ходе экспериментов к эритроцитам добавляли пероксид водорода, что запускало окислительный процесс. Препарат ксимедон в разных концентрациях добавляли немного раньше. Затем исследователи изучали возникшие в строении и функциях эритроцитов изменения, а также анализировали содержание продуктов перекисного окисления.

Исследователям удалось отследить, как меняются в условиях окисления структура и состав мембраны эритроцитов. Было установлено, что этими изменениями и обусловлено ухудшение функций эритроцитов при окислении. Эксперименты позволили установить также, как препараты-антиоксиданты способны задержать окислительные процессы. Использованный при экспериментах препарат ксимедон воздействовал на клеточную мембрану, сохраняя ее липидный состав. Благодаря стабилизации структуры мембраны эритроциты сохраняют свою основную функцию — перенос кислорода. Как предполагают ученые, изменения в составе клеточной мембраны могут служить индикатором состояния не только эритроцитов, но и процессов на уровне целого организма при различных патологиях.

Изучение реакции эритроцитов на окислительный стресс стало одним из этапов проекта «Исследование механизмов регуляции кислородтранспортной функции гемоглобина эритроцитов», который выполняется коллективом исследователей кафедры биотехнологии, биоинженерии и биохимии факультета биотехнологии и биологии совместно с медицинским институтом Мордовского университета по гранту Российского научного фонда. Если механизм изменений кислородтранспортной функции эритроцитов будет известен, перед исследователями откроются возможности создания препаратов, усиливающих отдачу кислорода кровью. Эта задача особенно актуальна для современной спортивной медицины: для коррекции режима аэробных нагрузок у молодых атлетов и профилактики дисфункций организма, вызванных интенсивной физической нагрузкой.