Об этом свидетельствуют артефакты, найденные сотрудниками Приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН доктором исторических наук Аркадием Викторовичем Бауло и кандидатом исторических наук Ириной Владимировной Сальниковой.

Седло с изображением Мир-сусне-хума

Седло с изображением Мир-сусне-хума

В последние два года отряд работал на территории Березовского района Ханты-Мансийского Автономного округа и Шурышкарского района Ямало-Ненецкого Автономного округа. Это места проживания коренных угорских народов: хантов и манси с культурой язычества, которую, хотя и с большими пробелами, все еще поддерживают местные жители. Ученые исследовали десять священных мест, многие из которых находятся в труднодоступных районах.

Большая часть экспонатов связана с наиболее почитаемым из богов-покровителей хантов и манси — небесным всадником Мир-сусне-хумом, покровителем человека и посредником на путях живых и мертвых. Согласно канонам, семья должна была принести ему в дар специально сшитые седло, пояс, шлем и колчан. Со временем эти обряды во многом забылись, и ученым потребовалось немало времени, чтобы собрать полный комплект ритуального обмундирования. Как правило, в создании подобной экипировки должны использоваться два цвета — красный, символизирующий жизнь, и черный — смерть. Однако в условиях севера, когда нужное полотно трудоемко купить или покрасить, нередко приходится применять ткани других расцветок — например, зеленых или синих.

Ритуальные предметы: фигурки животных, сидящий ...

Ритуальные предметы: фигурки животных, сидящий домашний идол и шпага чиновника 19 века

Среди найденных предметов особую ценность представляет ритуальный шлем, выполненный в 1920-е годы. На нем небесный всадник Мир-сусне-хум изображен в буденновке и с кобурой нагана, что отражает военные и политические реалии того времени. На более современных атрибутах фигура бога-покровителя становится все более схематичной.

Еще одна интересная находка — сидящий домашний идол, хотя обычно их делают стоящими. Любопытен и другой культовый предмет — пучок из 21 стрелы, на который надет головной убор. Как отмечает Ирина Сальникова, получившаяся фигура также символизирует духа-покровителя.

Помимо прочего, ученые обнаружили немало ритуальных фигурок животных. Подобные свинцовые изделия служили разным целям — например, если человек случайно убивал лягушку (символ женского начала), то должен был сделать и хранить артефакт в виде этого земноводного, чтобы компенсировать совершенное зло.

Кроме того, специалистам ИАЭТ удалось найти привезенные из европейской России изделия разных эпох, ставшие ритуальными — в частности, редчайшую монету времен правления Петра II (1727–1730), которая использовалась как оберег или культовый предмет. По словам Аркадия Бауло, эта находка уникальна для Сибири, поскольку ранее подобных вещей обнаружить не удавалось. Еще один интересный экспонат — шпага чиновника 19 века. Шаманы использовали ее для ворожбы во время своих обрядов.

Найденные артефакты пополнят коллекцию Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН.