Милтон Глейзер, всемирно известный графический дизайнер, создавший логотип I Love New York, в интервью Smashing Magazine рассказал, зачем нужно учиться в университете, почему нет разницы между Стефаном Загмайстером и Тулуз-Лотреком и как можно стать полноценным художником в 5 лет.
Дизайн и искусство
Я очень долго думал об этом и теперь могу рассказать, к чему я в итоге пришел. У искусства особая цель, иначе оно бы не могло существовать. Эта цель — выживание. Искусство помогает выжить. Вы спросите, чем оно может помочь? Дело в том, что искусство делает вас более внимательным — и по этому поводу я всегда рассказываю одну историю.
Однажды, когда мне было 17 лет, я сидел напротив мамы за кухонным столом и вдруг решил — я нарисую ее портрет. В тот момент я посмотрел на нее и — вы знаете, как это происходит, когда вы решаете нарисовать что-то, — я понял, что до этого не имел ни малейшего представления о том, как она выглядит. Только когда я решил нарисовать маму, мне стала интересна ее внешность. За много лет я просто привык к ней, так же, как мы привыкаем ко всему, что нас окружает, особенно к тому, что видим чаще всего.
Смысл эпизода в том, что после него я решил, что подлинная цель искусства — это сделать нас внимательнее, чтобы мы увидели, что именно находится перед нами и поняли, что настоящее, а что нет, в отличие от тех представлений о вещах, которые были у нас раньше. Получается, что у искусства есть отчасти буддийский смысл — оно помогает увидеть то, что находится прямо перед нами, иначе мы не сможем ничего увидеть и понять в целом.

Такое определение предполагает, что вы не можете приписывать искусству роль посредника, определенные функции или еще что-то — оно лишь заставляет ваше сознание быть предельно внимательным. А если что-то заставляет вас быть внимательным — неважно рисование это или приготовление бутерброда — это может называться искусством, по крайней мере, исходя из моего определения.
Других критериев у меня нет. Согласитесь, ваше восприятие пейзажа меняется, если до этого вы увидели картину Сезанна. Вы понимаете, что Сезанн помог вам заметить в пейзаже то, о чем вы раньше не задумывались. Он сделал вас внимательнее к деталям. Вот это я называю искусством. А если большая картина, висящая в музее, не производит на меня такого эффекта, это не искусство.

Искусство функционально, поскольку у него есть цель. Но если дизайн также делает вас более внимательным, это тоже искусство. Смотрите ли вы на постер с картиной Лотрека или на саму картину, если они заставляют вас быть внимательнее, и то и другое я назову искусством. Несмотря на то, что постер обычно считают дизайнерским объектом, а картину — предметом искусства, поскольку она написана масляными красками на холсте. Но если что-то притягивает внимание в этих предметах, они оба являются искусством. То есть это не вопрос опыта или того, насколько функционален этот предмет, дело скорее в том, насколько он заставляет вас быть внимательнее.
Дизайнеры и компьютеры
Все это в
Однако компьютер настолько трансформирует наше восприятие, что мы должны быть очень осторожны, чтобы не дать ему завладеть нашими чувствами. Поэтому любая работа, сделанная на компьютере, — это результат власти инструмента над эстетическими представлениями и мнением его пользователя. Поэтому перед тем, как начать использовать компьютер, вы должны быть абсолютно уверены в своем чувстве формы, цвета, формы и понимать поставленную задачу, иначе он возьмет над вами верх.
Дизайнерский процесс
Это сложный вопрос, часто дизайн только представляется нам как процесс, но на самом деле все намного сложнее. Все идеи уже существуют в нашей голове, вопрос только в том, как мы их используем.
Например, вы думаете, что создание логотипа займет у вас два дня, для этого вы должны делать наброски, смотреть на него снова и снова. Если вы верите, что это приведет вас к нужному результату, почему бы и нет. Это ваш метод, который придает вам уверенность. А если вы думаете, что можете создать лого за 20 минут, поскольку ваш мозг может быстро обработать необходимую информацию, вы действительно сделаете лого за 20 минут.
В работе я почти всегда полагаюсь на свои бессознательные ощущения, поскольку я провел столько лет, работая осознанно, чтобы структурировать свое мышление, что теперь могу работать спонтанно. Мой творческий процесс довольно непредсказуем. Иногда я делаю что-то сразу, а иногда работаю неделями, потому что дело никак не идет. Я уверен, что нужно всегда работать в своем ритме, независимо от того, платят тебе за это или нет, потому что если за работу платят много, начинаешь думать, что на нее следует тратить больше времени. А если платят мало, думаешь, что все можно сделать очень быстро. Однако часто бывает совсем наоборот.
Те компании, которые платят мало, чаще всего предлагают самые творческие задания, поскольку те, кто предлагает много, например, большие корпорации, в ответ хотят контролировать весь творческий процесс, поэтому вам приходится больше приспосабливаться к их требованиям, чем к своим нуждам или рабочим задачам. В целом, после 60 лет работы в дизайне, у меня в голове такой запас этих вещей, что мне достаточно только выбирать и развивать какую-то из идей.
Хороший логотип
Рассказывать о логотипах очень скучно, вы же знаете, почему о них все говорят, — они приносят деньги. Создание логотипа — одно из скучнейших занятий для дизайнера, есть масса более интересных вещей.
Придумывая лого, все хотят создать что-то запоминающееся, свежее, хорошо узнаваемое, но при этом не очень сложное, и чтобы в нем была скрытая шутка. Все хотят зацепить зрителя, чтобы, первый раз посмотрев на логотип, он, возможно, не понял его до конца, но оценил идею секунду спустя. Это самый важный момент — мгновение между видением и пониманием. Если логотип хороший, понимание наступает через некоторое время после первого взгляда. Именно поэтому лого «I LOVE NY» стал таким успешным — в нем нужно соотнести полноценное слово «Я» с символом сердца и с инициалами Нью-Йорка. Все хотят сделать логотип, который был бы не только декоративным, хотя иногда только и получается сделать — принять то, что просто хорошо смотрится на бумаге.
Будущее
Его я не знаю. Я живу сегодняшним днем, и все чем я занимаюсь, это прихожу сюда, надеясь, что я смогу сделать что-то, о чем раньше не знал, вот и все. Будущее для меня — это просто новый опыт работы с теми людьми, которые мне нравятся, и создание вещей, которые кажутся мне интересными.
Лучшие работы
У меня нет такого понятия. Моя лучшая работа — это тот факт, что я могу заниматься дизайном такое долгое время, и все это мне еще не надоело. Очень легко стать равнодушным к своей работе, поэтому мое главное достижение — это действительно то, что я до сих пор сохранил энтузиазм и ожидания от ежедневного труда.
Советы дизайнерам
Меня всегда спрашивают об этом, будто на это можно что-то ответить. Единственное, что я могу посоветовать, — будьте смелыми, сохраняйте желание посвятить дизайну свою жизнь и не теряйте энтузиазм, чтобы преодолевать сложности. Больше в целом ничего и не нужно!
Решение стать графическим дизайнером
Я решил стать художником, когда мне было 5 лет. Я совершенно сознательно решил, что хочу всю жизнь создавать что-то новое. Я действительно пришел к этому в 5 лет.
Важность образования
Даже не знаю, с чего начать. Если вы гений, то вам не нужно учиться, вот только гениев в мире очень мало. Поэтому каждому необходима школа, чтобы получить необходимые навыки. Только там вы сможете проводить все свое время за обучением.
Те, кто оканчивает школу, как правило, уже точно знают, что им нужно учиться дальше. Я не знаю гениев-самоучек в нашей области. Я не могу назвать ни одного, кто сказал бы, что он ничему специально не учился, а все узнал сам. Может, и есть такие люди. Но добиться успеха без образования невозможно. Возможно, я ошибаюсь, но я просто не знаю других примеров.
Комментарии
Комментировать