Результаты исследований ученых СПбГУ показали, что в языке нормативных правовых актов субъектов РФ обнаруживается большое количество нарушений требований Конституции РФ и законодательства. В ходе исследования было проверено более 36,5 тысячи актов общим объемом 185 млн страниц, изданных в 2014 году в субъектах Российской Федерации СЗФО.

Федеральный закон «О государственном языке РФ» от 01.06.2005 № 53-ФЗ требует обязательного использования государственного языка Российской Федерации в деятельности организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, а также во взаимоотношениях организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений. При этом не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

В 2009 году Минобрнауки определило перечень из четырех словарей (орфографического, грамматического, фразеологического и словаря ударений), в которых содержатся нормы современного русского литературного языка. Таким образом, начиная с 2009 года при использовании русского языка как государственного, в том числе при языковедческой экспертизе правовых текстов, нельзя руководствоваться никакими другими словарями. Однако данный перечень словарей не воспринимается в филологическом профессиональном сообществе как установленный в соответствии с законом стандарт русского литературного языка, обязательный для использования во всех сферах официального общения, в том числе при издании нормативных правовых актов. А сотрудники государственных органов, разрабатывающие проекты нормативных актов, проводящие их экспертизу и согласование, сотрудники правоохранительных и контрольных органов, судьи, которые в своей деятельности при официальном общении как раз обязаны соблюдать нормы современного русского литературного языка, в подавляющем большинстве просто не знают о существовании обязательного языкового стандарта современного русского литературного языка.

Как показал анализ, проведенный экспертами СПбГУ, между нормой, зафиксированной в «официальных» словарях Минобрнауки, и другими современными словарями, представленными крупными школами русистики, довольно много расхождений. Например, утвержденный в 2009 году Минобрнауки «Словарь ударений русского языка» предусматривает в качестве нормы современного русского литературного языка ударение в слове «договор» как на первом, так и на третьем слоге, а для производного от него прилагательного — два варианта и ударения, и написания: «договОрный» и «договорнОй» (c. 237), тогда как в подготовленном учеными СПбГУ кратком словаре-справочнике «Трудности современного русского произношения и ударения» из серии «Давайте говорить правильно!» (М.: Издательский центр «Академия», 2008) ударение на первый слог в слове «договор» рассматривается как неправильное (с. 58), как и прилагательное «договорной». Утвержденный Минобрнауки в 2009 году «Словарь ударений русского языка» разрешает в сфере официального общения ставить ударение на второй слог в слове «осýжденный» (с. 692). В отличие от официального словаря ударений многие другие словари, в том числе словарь-справочник СПбГУ, указывают такое ударение как недопустимое (с. 92). Таких примеров десятки. Поэтому все неофициальные словари могут использоваться в сферах официального общения только в той части, в которой они не противоречат официальным словарям, утвержденным Минобрнауки. При этом ученые могут спорить с правильностью выбора официальных словарей и доказывать, что настоящая языковая норма отличается от описанной в этих словарях (в том числе и вследствие ее изменения после издания словарей), но при использовании русского языка как государственного это будет иметь значение только после внесения изменений в приказ Минобрнауки.

При анализе нормативных актов субъектов РФ экспертами СПбГУ было выявлено большое количество нарушений требований определенности, ясности и понятности текстов нормативных актов. Было обнаружено более 11 тысяч случаев использования в региональных нормативных правовых актах слов и выражений, которые ранее уже становились основанием для признания судами конкретных нормативных актов субъектов РФ недействующими ввиду их неопределенности. Также было обнаружено более 200 тысяч норм с признаками неопределенности, содержащих слова и выражения, которые могут с учетом контекста нормы также приводить к неясности и двусмысленности этого нормативного положения.

В результате проведенного исследования ученые СПбГУ предложили актуализировать список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской̆ Федерации, определить правила русской орфографии и пунктуации для использования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, разработать методику простой (автоматизированной) проверки текстов нормативных правовых актов и их проектов на наличие нарушений требований определенности, недвусмысленности и понятности, доработать законопроект «О нормативных правовых актах Российской Федерации» в части установления требований определенности, недвусмысленности и понятности к нормативным правовым актам, принимаемым в Российской Федерации, а также выдвинули целый ряд других предложений.

Подробнее о результатах исследования читайте на портале СПбГУ, «Российская газета»