Почему дети прогуливают школу?

Ответ на этот вопрос дали российские ученые из лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии и кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Светлана Волкова и Татьяна Юдеева.

Когда прогул школы становится хроническим?

Как показывают исследования в среднем 20% школьников регулярно прогуливают школьные занятия и часть из них является хроническим прогульщиками. Обычно прогулы определяются как умышленный пропуск уроков в школе без уважительной причины и когда такие прогулы становятся регулярными и длительными, их называют - хронические. Но однозначного понимания порога "хронического" нет. Выделяют, например, такой критерий как "количество пропущенных занятий в год". Если оно составляет 24,5 дней и при этом 7 дней подряд ребенок пропускал школу - тогда его можно отнести к группе хронических прогульщиков. А согласно инструкции Департамента образования г. Москвы (2007 г.) отсутствие школьника на занятиях более 10-15 учебных дней без уважительной причины - это повод к постановке его на учет в комиссию по делам несовершеннолетних.

Насколько распространены школьные прогулы?

По данным международных исследований (2003 г.) количество прогульщиков составляет от 4 до 45 %. Разброс довольно большой и в разных странах цифры различны. Так в США к старшим классам в некоторых штатах количество прогульщиков увеличивается до 27 % в год (2011 г.), в Европе - до 21% в год (2012 г.), в России эта цифра колеблется от 11 до 13 % (2009 г.).

Каковы последствия школьных прогулов?

Исследования, проведенные в Германии в 2007 году показали, что 50% молодых заключенных были в школе хроническими прогульщиками. Отмечается высокая корреляция хронических прогулов в школе, например, с безработицей и низким социо-экологическим статусом во взрослой жизни (2013 г.).

Почему ребенок начинает прогуливать школу?

Исследования показывают, что причиной прогулов могут быть разнообразные факторы: неблагополучие в семье, негативное отношение к школе (конфликты с одноклассниками или учителями), индивидуальные особенности ребенка. При этом, например, замечено, что мальчики прогуливают чаще, чем девочки. Как показывает практика, при отсутствии очевидных школьных, коммуникативных, индивидуальных проблем ребенка, причины прогулов кроются в нарушении семейной системы. Говоря о влиянии семьи, исследователи отмечают, что существует, например, связь дисфункциональный семейных ценностей (в том числе отсутствие ценности образования) с прогулами у ребенка. К семейным факторам относят также нарушения в области реализации родительских требований и санкций. Анализ случаев семей с детьми, хронически прогуливающими школу, обнаруживаются дисфункции в области семейной структуры (нарушение близости с родителями, нарушение семейной иерархии, наличие внутрисемейных коалиций), динамики функционирования или семейной идеологии (например, завышенные требования и ожидания).

Где подробнее можно узнать о том, как бороться со школьными прогулами?

Подробный анализ случаев из практики, преодоления хронических прогулов у детей из внешне благополучных семей, приведен в работе «Семейные факторы хронических школьных прогулов», опубликованой в журнале «Консультативная психология и психотерапия» в 2014 году (Том 22. № 3. С. 23–42). Познакомитmся с работой можно с свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.