Международная группа исследователей и врачей из Международного общества по изучению стресса и поведения (ISBS) обобщили все знания о нервных болезнях развития (Neurodevelopmental disorders), в том числе и аутизме и дали рекомендации о том, как эти болезни изучать, и как и на каких животных эти болезни можно моделировать.

Нервные болезни развития — это довольно тяжелые заболевания, которые широко распространены среди людей. К ним относятся аутизм, умственная отсталость, расстройства координации, коммуникативные расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все эти заболевания вызваны аномальным ростом и развитием головного мозга. На их развитие влияет множество факторов, как внешних, так и генетических. В связи с техническими и этическими проблемами изучать заболевания мозга на людях очень сложно, поэтому ученые активно занимаются моделированием сходных паталогических состояний на животных. В данной работе исследователи демонстрируют то, как доклинические модели (животные) могут помочь изучить аутизм и другие нервные болезни развития и подобрать способы их лечения.

«Мы подытожили, что и в каком случае можно рассматривать удачной моделью, как этим пользоваться и сформулировали то, почему это важно — изучать данные болезни на животных. Мы рассматривали модели на грызунах, цыплятах и на рыбках. Дело в том, что возможности сейчас расширятся, за счет новых генетических и биохимических манипуляций. Поэтому трансляционные модели сейчас можно использовать разные,» — рассказывает один из авторов исследования профессор Сколтеха и Директор Института Трансляционной Биомедицины СПбГУ Рауль Гайнетдинов.

Результаты работы опубликованы в престижном журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews.