
В Высшей школе журналистики ВШЭ скоро стартует пилотный курс «Введение в кинопроизводство. Второй режиссер». Эта специальность считается одной из самых востребованных на кинорынке. Автор курса Гюзель Султанова рассказала «Теориям и практикам», в чем особенности профессии второго режиссера, как он находит общий язык с постановщиком на съемочной площадке и чем будут заниматься ее студенты во время обучения.
— Для чего нужен второй режиссер на съемочной площадке?
— Второй режиссер — профессия на стыке двух видов деятельности: творческой и организаторской. Передо мной стоит задача понять замысел режиссера-постановщика и перевести его на производственный язык, максимально подробно и точно сформулировать задания для цехов и проконтролировать их исполнение. По сути, я менеджер так называемой креативной индустрии. Я знаю, что должен делать тот или иной работник на площадке, сколько времени у него это может занять и чем его нужно обеспечить по ресурсам и самое важное — когда и как проконтролировать, чтобы получить желаемый результат.
— Кому подчиняется второй режиссер, а кто подчиняется ему?
— Можно сказать, что это слуга двух господ: я как второй режиссер подчиняюсь и продюсеру картины, и
— Сейчас многие продюсеры и режиссеры говорят о дефиците профессиональных кадров и в первую очередь называют позицию второго режиссера. Вырос спрос или закончились специалисты?
— Вообще, мне кажется, что государство наконец начало интересоваться нами. Оно вкладывает огромные деньги в киноиндустрию, например, через Фонд кино финансируются кинокомпании-мейджоры. И должно все-таки интересоваться, как эффективно эти деньги используются. Рынок российского кино значительно расширился в последние годы: в постоянном запуске находятся десятки проектов, включая полные метры, так называемое телемуви и сериалы. Это порождает спрос на профессионалов, как в количественном, так и в качественном измерении. До недавнего времени на вторых режиссеров в России практически нигде не учили. Наш брат постигал азы и все тонкости этой профессии непосредственно на съемочных площадках в меру своих интеллектуальных и личных способностей.
— Упомянутые кинокомпании-мейджоры наверняка не испытывают нехватку в профессиональных кадрах.
— Тут ситуация неоднородна. Я знаю компании, которые набирают группу для каждой съемки с нуля, а есть компании, в которых люди работают годами, из проекта в проект, и принимают предложения только от этих продюсеров и режиссеров. Но в любом случае, продюсеры не случайно говорят о дефиците тех или иных специалистов, среди которых, кстати, очень часто называется позиция второго режиссера. Мой опыт это подтверждает. Мне постоянно звонят с предложениями о работе или с просьбой порекомендовать адекватного и профессионального человека. Ближе к лету особенно.
— На своем мастер-классе вы сказали, что подготовительный этап — самый важный в кинопроизводстве. Чем вы занимаетесь в это время? И в чем заключается ваша работа на съемке?
— На подготовке я составляю основные кинопроизводственные документы — режиссерский сценарий и план съемок, в котором описываются все производственные составляющие: порядок съемки, дни, локации, необходимый реквизит, люди в кадре и за кадром и так далее. Я помогаю режиссеру-постановщику отобрать объекты для съемок, актеров, обсуждаю задачи с цехами. С директором и исполнительным продюсером мы выверяем все производственные, технические и организационные моменты. Конечно, всего предусмотреть нельзя — каждый съемочный день обязательно будут возникать форс-мажорные ситуации. Это норма. А вот чтобы у меня было меньше головной боли на площадке, я стараюсь предугадать все возможные варианты подстав и огрехов.
На съемках моя задача — полностью оградить режиссера от производственных проблем. У него другие задачи. Мне нужно организовать работу так, чтобы артист не потерялся и доехал до съемок вовремя и в хорошем настроении (иногда и это приходится контролировать), чтобы режиссер на площадке получил заказанный бюст Ленина, а не объяснения, почему его нет, и многое другое. Любая мелочь может стать головной болью для постановщика и выбить его из творческого процесса. Я понимаю, что я профессионально сработала, если режиссер приехал на съемки, свет и камеры стоят, реквизит готов, а актеры вспомнили текст. Режиссеру остается попить кофе и начать репетировать.
*— А вам сложно взаимодействовать с постановщиком? Ведь съемки — это же очень напряженная и нервная работа. *
— Главное — построение правильных профессионально-личных взаимоотношений с творцом. Когда режиссер понимает, что ты всеми силами стараешься помочь ему снять кино, то он не видит подвоха в твоем стремлении вписать его творческий процесс в производственные и временные рамки, он понимает, что ты просто делаешь свою работу. В принципе, хоть мы и отвечаем за разные процессы, но занимаемся мы одним делом и снимаем одно кино. Мы все заинтересованы в его качестве. Вообще, работать с профессионалами очень приятно. Хороший режиссер-постановщик с уважением относится к труду своих киноколлег, ибо он понимает, что каждый вносит вклад в его произведение. То, что мы видим на экране — это результат коллективного труда.

— На кого рассчитан ваш авторский курс, который вы читаете в Высшей школе экономики?
— На людей, которые хотят познакомиться с кинопроизводстом, понять, чем оно является в практическом смысле. На нашем курсе они увидят обратную сторону кино, не
В качестве эксперимента мы решили запустить первый курс с модульной системой обучения. У нас три тематических блока: введение в киноискусство и кинопроизводство, подготовительный период производства, управление съемочным периодом и коллективом. Присоединиться к обучению можно на любом из этапов. Мы пошли на это, принимая во внимание, что нашими студентами могут быть люди из кино, пришедшие за конкретными знаниями и навыками, и люди не из кино, которым нужно получить более полное представление о кино и его производстве.
— Насколько глубоко планируете вникать в тему киноискусства?
— В ознакомительном порядке. Хочется, чтобы слушатели в принципе знали, как складывалась история кино, какие основные течения существовали. Мы посмотрим отрывки из самых важных фильмов, которые стали новым словом в киноязыке в свое время, например, крупный психологический план, глубинная мизансцена, параллельный монтаж. То, что сейчас стало уже обычным профессиональным инструментом режиссера.
— Какие формы обучения предусмотрены?
— Наш курс сложно назвать обучением в традиционном смысле этого слова. Будет практика и еще раз практика. А я скорее наставник, помощник, нежели лектор. С самого начала мы возьмем рассказы, например, сатиру — Зощенко, мелодраму — Бунина, готический жанр, триллер. С этой литературной основой мы будем работать на протяжении всего курса: как бы мы продвигали фильм, будь мы продюсером картины, какие приемы использовали бы, будь мы режиссером-постановщиком, и так далее. В общем, попытаемся примерить на себя все основные кинопрофессии. И, конечно, мы разложим эти рассказы на все производственные составляющие.
Где еще учат на второго режиссера
-
Высшая школа журналистикиЦель курса — дать студентам представление о том, как устроено кино изнутри. После окончания курса все выпускники отправятся на стажировку на съемочные площадки.
-
МосфильмОбучение бесплатное, но с отработкой по окончании курса на площадке. Курс длится порядка 6-8 месяцев. Набор осуществляется под производственные нужды Мосфильма.
-
ВГИКОбучение платное — порядка 160 тысяч рублей за весь период обучения. Программа очень объемная, включает глубокое освоение сценарного мастерства и режиссуры.
Комментарии
Комментировать