Детская площадка. Москва, 2016 г.

Детская площадка. Москва, 2016 г.

Психологи Инна Котляр (Университет «Дубна») и Мария Соколова (Центр психолог-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ) побывали на детской площадке и задумались, для чего она нужна детям.

Что такое детская площадка?

По определению, детская площадка – это специально созданная для детей и подростков игровая среда на улице, особое пространство для игры, общения и движения детей.

Когда появились первые детские площадки?

Скорее всего первые детские площадки появились в 1859 г. в Манчестере (Великобритания).

Позднее в 1887 г. была построена детская площадка в Сан-Франциско (США).

Некоторые источники утверждают, что первые городские детские площадки были созданы в начале XIX в. по инициативе врача Бернарда Кристофа Фауста (Bernhard Christoph Faust) в Германии.

В России они появились позже - в начале ХХ в. по инициативе Московского гигиенического общества в начале ХХ в. Но в любом случае, первые детские площадки появились для профилактики заболеваний у детей.

Какие детские площадки мы знаем?

- на рубеже XIX–XX вв. детские площадки строились для поддержки двигательной активности и были ориентированы на детей средних возрастов, в основном мальчиков;

- в 1960-х гг. в крупных индустриальных городах начали создавать отдельные территории для поддержки собственно детских деятельности: четко огороженные плоские площадки с однотипным металлическим оборудованием (качели, горка, турник, песочница);

- в конце 1940-х гг. возникла совершенно особая форма детских площадок – площадки приключений;

- конце 1970-х гг. стало появляться новое и сложное деревянное оборудование, например, комплексы лазательных структур – система домиков, горок, переходов между ними, где помимо игрового оборудования размещались природные объекты – кусты, камни, бревна, пни, несущие не декоративную, а игровую нагрузку;

В России переход к нетрадиционным площадкам в настоящее время только начинается.

Интересные факты

В исследовании Яна Гейла было показано, например, что дети младшего школьного и подросткового возраста чаще всего играют в так называемых «граничных» областях — на перекрестках, около входов в дома, там, где ситуация постоянно меняется, появляются новые люди.

Другое исследование показало, что при использовании стола для пинг-понга и лазательных структур происходит наибольшее количество актов экспериментирования и взаимодействия в больших группах, а на каруселях зафиксировано наибольшее количество взаимодействий в парах и триадах.

Еще один интересный факт — в круговых пространствах в сравнении с прямыми (круговые или прямые дорожки) дети были более активны, лучше играли. На открытых же областях с разным покрытием (асфальт, уплотненный грунт, щепа и песок) отмечалось повышение именно физической активности.

Для игры дети первую очередь используют песок, камни, щепки и другие неструктурированные материалы. Качество игры на площадке повышается, если там есть вода и место для игры с ней.

Если площадка насыщенна искусственными элементами, то это поощряет детей к становлению иерархических отношений, к соревнованию.

На интересной для детей площадке существуют так называемые петли активности (an activity loop) — игровые зоны, расположены по кругу, которые обеспечивают непрерывность активность ребенка при переходе из зоны в зону.

Природные площадки с подвижным оборудованием обладают максимальной игровой ценностью.

А лучшее всех ответить для чего нужна детская площадка и какие детские площадки самые хорошие могут дети!

Источник: Котляр И.А., Соколова М.В. Подходы к психолого-педагогической экспертизе игровых детских площадок [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 5–15. doi:10.17759/jmfp.2016050101