Международная группа ученых обнаружила в межзвездной среде молекулу оксида фосфора (PO), имеющую большое значение в пребиотической химии. Она играет ключевую роль в формировании двойной спирали ДНК и непосредственно связана с происхождением жизни во Вселенной.

Присутствие молекулы PO в двух областях звездообразования в нашей Галактике впервые было обнаружено с помощью 30-метрового радиотелескопа Института миллиметровой радиоастрономии (IRAM), расположенного в горах Съерра-Невада вблизи Гранады (Испания). В открытии принял участие ученый из Уральского федерального университета.

"Фрагмент области образования звезды W51 e2, гд...

"Фрагмент области образования звезды W51 e2, где была обнаружена молекула PO

«В Мюнхене и Екатеринбурге мы изучаем, как простые и сложные молекулы, возможные составные элементы будущей жизни, образуются и эволюционируют в межзвездной среде, — пояснил Антон Васюнин, сотрудник Центра астрохимических исследований Института внеземной физики Общества Макса Планка (CAS-MPE, Мюнхен, Германия) и Астрономической обсерватории Уральского федерального университета. — Наши численные модели позволили интерпретировать результаты наблюдений, в которых впервые была обнаружена молекула оксида фосфора. Мы обнаружили, что это соединение эффективно образуется в окрестностях молодых звезд, которые нагревают окружающее их родительское облако газа и пыли. Результаты моделирования хорошо согласуются с наблюдениями».

Пребиотические молекулы, обнаруживаемые астрономами в межзвездной среде, рассматриваются как возможные составные части первых живых организмов. Их изучение приближает ученых к пониманию происхождения жизни во Вселенной. Фосфор (P) — один из важнейших для развития жизни химических элементов. Химические соединения, содержащие фосфор, участвуют в формировании структуры живых клеток и внутриклеточном переносе энергии. Связь фосфора с кислородом, присутствующая в молекуле PO, способствует формированию «каркаса» молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), вместилища генетической информации живых организмов.

«Несмотря на астробиологическую важность, молекула PO не была ранее обнаружена в областях звездообразования, — сообщил соавтор работы Виктор Ривилла (Victor M. Rivilla), астроном обсерватории Арчетри во Флоренции (INAF-OAA). — Мы были очень заинтересованы в обнаружении оксида фосфора в звездной колыбели, поскольку это может означать, что один из ключевых элементов молекулы ДНК образуется одновременно со звездами и планетами, на которых впоследствии может зародиться жизнь».

Статья с результатами исследования ученых из Обсерватории Арчетри (INAF-OAA, Флоренция, Италия), Центра астробиологии (CAB-CSIC, Мадрид, Испания), Центра астрохимических исследований Института внеземной физики Общества Макса Планка (CAS-MPE, Мюнхен, Германия) и Астрономической обсерватории УрФУ (Екатеринбург, Россия) принята к публикации в Астрофизический журнал (The Astrophysical Journal).

Препринт статьи