автор текста: Марина Чухряева

Марина Чухряева

*Казакъ Донской, что карась озерной: икрянъ, прянъ и соленъ

казачья пословица*

В журнале «Генетика» опубликована единственная на настоящий момент работа, посвященная исследованию генофонда верхнедонских казаков. Для изучения генофонда казаков использован новый инструмент — программа Haplomatch, позволяющая производить сравнение целых массивов гаплотипов (генетических вариантов) в разных популяциях. Благодаря ее использованию удалось проследить, что формирование генофонда казаков верхнего Дона шло преимущественно за счет мигрантов из восточно-славянских популяций (в частности южно-, центрально-русских и украинцев). Также обнаружено небольшое генетическое влияние ногайцев, вероятно вызванное их вхождением в Войско Донское в составе «татарской прослойки». Сходства с народами Кавказа у донских казаков не выявлено.

В последнее десятилетие отмечается так называемое «возрождение казачества», появляется все больше людей, которые самоидентифицируют себя как казаки. Вопросы этнического своеобразия донского казачества вызывают все больший интерес. И несмотря на то, что существует миграционная теория происхождения казаков за счет выходцев из России, которая поддерживается большинством авторитетных ученых-историков, многие авторы, пытаясь пролить свет на данную проблему, выдвигают теории автохтонного происхождения казачества.

Впервые в российской историографии идея древнего, не русского, происхождения донских казаков была высказана генерал-майором и военным инженером, долгое время служившем на Дону, А.И. Ригельманом. В своем труде «История о Донскихъ Козакахъ», он пишет: «Приводятся свидетельства, что казаки, если их кто москалем назовет, отвечают на это: «Я де не Москаль, но Русский, и то по закону и вере православный, а не по природе». Дальнейшее развитие эта мысль получила в трудах Г.З. Байера, со ссылкой на византийского императора Константина Багрянородного, в книге «Описание всех случаев, касающихся до Азова…» он указывал, что казаки «…в 948 году жили в нынешней Кабарде близ Кавказских гор, где они от великого князя Мстислава…в Российское подданство приведены были». И хотя, отмечал он, «и то подлинно, что они всегда принимали россиян, поляков и других, которые у них искали прибежища», «сие ни мало тому не препятствует, чтоб казаков можно было почитать за древний… народ». Эту теорию подхватили и развили многие исследователи России, в том числе В.Н. Татищев, который связывал происхождение донских казаков с черкесами.

Особую позицию в вопросе происхождения донского казачества заняли донские историки XIX ¬– начала XX веков. Ими на роль предков донских казанков выдвигались самые разнообразные народы: от тюрок (И.П. Буданов) до этрусков (Е.Савельев).

Однако все эти теории не располагают достаточными доказательствами. А значит, требуется строго научный подход, который бы прояснил генетические связи донского казачества с соседними народами. Такой подход был применен в исследовании лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, под руководством проф. Елены Владимировны Балановской.

Кого изучали

Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах в ходе экспедиции, проведенной лабораторией популяционной генетики ФГБНУ «МГНЦ» в 2008 году при поддержке международного проекта The Genographic и гранта РФФИ. Всего был изучен 131 человек (мужчины). В выборку включались только неродственные между собой индивиды, все предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.

Какими методами

В собранной ДНК изучали Y-хромосому, в которой анализировали так называемые короткие тандемные повторы (short tandem repeats, STR). Это участки, состоящие из разного числа повторяющихся фрагментов нуклеотидов. Исследование STR-маркеров Y-хромосомы — популярный инструмент в криминалистике, при выяснении отцовства и для анализа разнообразия гаплотипов внутри гаплогрупп. Стандартно для этого используют 17 локусов (участков) STR-маркеров, это сделано и в данной работе. STR-маркеры быстро мутируют, а поскольку формирование донского казачества в историческом масштабе является достаточно недавним событием, их использование идеально для его изучения.

Для того чтобы подтвердить либо опровергнуть описанные выше гипотезы происхождения казаков, провели сравнение генофонда донских казаков с популяциями, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их становлению. Для этого помимо стандартных видов генетического анализа использовали и созданную авторами программу Haplomatch.

Что такое программа Haplomatch и для чего она нужна

Программа Haplomatch создана коллективом ученых под руководством проф. РАН Олега Павловича Балановского (ИОГен РАН, Медико-генетический научный центр). Как можно понять из ее названия, она предназначена для поиска совпадающих гаплотипов (генетических вариантов) в сравниваемых популяциях. Поиск программа ведет по STR-маркерам (см. выше). Алгоритм определения степени сходства гаплотипов основан на оценке суммарного количества произошедших мутаций, разделяющих эти два гаплотипа.

Гибкость программы (возможность использования не встроенной, а любой пользовательской базы данных), удобство применения и возможность распространения на гаплотипы других хромосом и других биологических видов может сделать ее новым полезным инструментом в популяционно-генетических, криминалистических и генеалогических исследованиях. Программа Haplomatch размещена в свободном доступе на сайте www.genofond.ru. Ее возможности превышают информативность единственного близкого по задачам ресурса www.yhrd.org.

Генофонд казаков Верхнего Дона

Традиционный метод оценки генетического сходства/различия между популяциями основан на измерении так называемого генетического расстояния между ними. После вычисления генетических расстояний между искомой популяцией и окружающими популяциями результаты картографируют для наглядного представления.

На рисунке графически отражены генетические расстояния между популяцией донского казачества и другими народами. Величина генетического расстояния соответствует цвету на шкале сверху. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции (то есть тем больше генетических различий между ними).

Анализ показал, что донские казаки генетически сходны с населением южных областей России и Украины. В то же время, генофонд казаков умеренно отличается от генофонда степных тюркоязычных популяций и сильно отличается от генофонда кавказских народов. Итак, полученная картина свидетельствует о близости генофонда донского казачества к генофонду восточных славян в целом.

Карта генетических расстояний от донских к...

Карта генетических расстояний от донских казаков. Популяция донских казаков показана на карте звездочкой. Популяции, от которых рассчитаны генетические расстояния, обозначены черными точками. Величины генетических расстояний соответствуют цвету на шкале сверху. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.

Анализ, проведенный в программе Haplomatch, в целом подтверждает полученные традиционным методом результаты, но значительно уточняет их.

Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков обнаружена в южнорусских популяциях (8%). Несколько меньшее (отличие недостоверно) генетическое сходство донские казаки показывают с русскими Центральной России (показатель совпадений равен 6%). Полных совпадений гаплотипов казаков с северными русскими популяциями обнаружено гораздо меньше — это свидетельствует о том, что русское население удаленных от донских земель территорий слабо принимало участие в формировании казачества на Дону. Подобные результаты хорошо согласуются с историческими сведениями об истории заселения донских степей: наиболее мощный поток мигрантов шел из южных губерний России (современные Воронежская, Курская, Орловская, Белгородская области).

Также обнаружилось небольшое генетическое влияние ногайцев, вероятно вызванное их вхождением в Войско Донское в составе «татарской прослойки». Все народы Кавказа оказались генетически далеки от верхнедонских казаков — за исключением черкесов, ни в одной из кавказских популяций вообще не обнаружено полных совпадений гаплотипов с казачьими. Ненулевое (1%) сходство с черкесами может быть сформировано общим потоком генов между Восточной Европой и Кавказом, не обязательно связанным с прямыми миграциями между сравниваемыми популяциями.

Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу происхождения казаков преимущественно за счет русских и украинских выходцев.

Генофонд казачества по полногеномным данным

Помимо представленных в статье данных коллектив авторов располагает неопубликованными результатами по целому ряду казачьих популяций, которые были изучены не по Y-хромосоме, а по широкогеномным аутосомным панелям (то есть в масштабах всего генома). По результатам этого исследования только готовится публикация, но уже можно сказать, что полногеномные данные подтверждают результаты, полученные по маркерам Y-хромосомы. Миграционный поток в казаки шел преимущественно из южных и центральных областей России и Украины — именно эти мигранты и создали современный генофонд донских казаков.

Источник:

Чухряева М.И., Иванов И.О., Фролова С.А., Кошель С.М, Утевская О.М., Агджоян А.Т., Богунов Ю.В., Балановская Е.В., Балановский О.П. Программа HAPLOMATCH для сравнения STR-гаплотипов Y-хромосомы и ее применение к вопросу происхождения донских казаков // Генетика, 2016, T. 52, №5, c. 595–604.

Дополнительная информация:

Марина Чухряева, научный сотрудник лаб. геномной географии ИОГен РАН и лаб. популяционой генетики человека Медико-генетического научного центра (МГНЦ).

m.chukhryaeva@yandex.ru, +7 (916)264-42-30