Весной 2016 г. в СМИ широко разошлась новость от группы ученых, возглавляемой Эраном Элхаиком из университета Шеффилда (Великобритания), которые утверждали, что место формирования этноса евреев-ашкеназов и их языка, идиша — восточная Турция, а не Германия, как считалось ранее. Авторы, среди которых и лингвист Пол Векслер (Тель-Авивский университет, Израиль), предложили альтернативную версию истории ашекназов и их языка: они считают, что идиш был создан в принявшей иудаизм Хазарской империи «славяно-ирано-тюркскими купцами», а с X в. н.э. проник в Европу вместе с беженцами из распавшейся Хазарии. Якобы они и сформировали в будущем основную массу ашкеназов, а смешанный «славяно-ирано-тюркский» язык изменился до неузнаваемости под влиянием немецкого языка. Данная междисциплинарная генетическая и лингвистическая работа была опубликована в журнале Genome Biology and Evolution. Впрочем, как это иногда бывает с сенсационными теориями, концепция Элхаика и его соавторов базируется не на установленных фактах, а преимущественно на допущениях, умолчаниях и ошибочной интерпретации данных.

Публикация Элхаика и соавторов уже успела вызвать негативную реакцию как среди генетиков, так и лингвистов. В частности, на днях в том же журнале вышла междисциплинарная статья с критикой используемых в данном исследовании методов и интерпретаций.

Миниатюра из средневековой рукописи

Миниатюра из средневековой рукописи

Основой работы группы Элхаика является разработанный ими метод, находящий прародину каждого генома в пределах 1000 лет: geographic population structure (GPS). Впервые этот метод был опубликован в 2014 году в престижном научном журнале Nature Communications и используется в ряде компаний, предлагающих платное генетическое тестирование (Prosapia Genetics, GPS Origins и др.). Анализируя данные генотипирования (похожие данные предоставляет, например, широко известная компания 23andMe), «генетический GPS» поместил прародину большинства исследованных ашкеназов в восточную Турцию. По мнению Элхаика и израильского лингвиста Пола Векслера, эти генетические результаты корреллируют с непризнанной научным сообществом теорией о хазарском происхождении ашкеназов.

Другая группа ученых из России, Чехии и Англии — Павел Флегонтов (ИППИ РАН, Университет Остравы в Чехии), Алексей Касьян (ИЯ РАН, РАНХиГС) и др. — выступила с резкой критикой GPS, доказывая, что этот метод лишь приблизительно находит современную этническую группу, на которую наиболее похож исследуемый геном. Но GPS ничего не говорит о местонахождении давних предков, и неприменим для испытуемых смешанного происхождения. Например, прародину латиноамериканцев GPS помещает в Атлантический океан, просто усредняя географические координаты родительских народов. Подобным образом и прародина ашкеназов, являющихся смесью ближневосточных евреев и европейских народов, помещается GPS примерно посередине — в Турции (а для некоторых ашкеназов — и в Черном море). Помимо генетиков, в коллектив авторов критической статьи входят также лингвисты и специалисты по истории ашкеназов, показывающие, что нет никаких оснований отказаться от общепризнанного взгляда на историю идиша — в своей основе верхненемецкого диалекта евреев средневековой Германии, позднее широко расселившихся в восточной Европе.

Собственно историко-лингвистическая часть исследования Элхаика с соавторами явно или неявно опирается на два ложных допущения:

1) Aшкеназы — потомки средневековых хазар, которые на славянской территории сформировали ашкеназский этнос после распада Хазарского каганата (VII—X вв. н.э.). Этот сценарий происхождения ашкеназов имел последователей в середине прошлого века, однако сегодня ученые от него отказались по причине отсутствия каких-либо прямых указаний и фактов в пользу такой преемственности. Сегодня круг сторонников хазарской теории практически ограничивается Элхаиком и его соавторами. Неслучайно авторы критикуемой статьи почти не упоминают тюркоязычный Хазарский каганат, употребляя вместо этого изобретенный ими термин «славяно-иранская конфедерация», бессмысленный с исторической точки зрения.

2) Язык ашкеназов, идиш — это исходно славянский язык («пятнадцатый славянский язык»), подвергшийся сильному влиянию немецкого. Эта гипотеза была когда-то высказана и с тех пор активно защищается Полом Векслером — одним из соавторов критикуемой статьи. Однако несмотря на большое количество публикаций, Векслер так и не смог найти последователей среди лингвистов и историков, и это не является случайностью. Векслеровский сценарий происхождения идиша так явно нарушает законы языковых контактов и содержит такое количество ошибок в материале, что воспринимается научным сообществом скорее как проявление эксцентричности, нежели как заявка на научную гипотезу. Идиш — это язык, входящий в верхненемецкую подгруппу германской группы языков, он — близкий родственник современного немецкого. Идиш содержит элементы иврита и несомненно славянские лексические и грамматические заимствования, но славянский язык никак не может считаться первоосновой идиша. Напротив, славянские элементы в идише были приобретены в результате недавних контактов между ашкеназами и славянами: поляками, украинцами, белорусами, русскими.

Кроме того, в том же журнале Genome Biology and Evolution почти одновременно вышла и статья немецкого лингвиста Марион Эптрут: «Yiddish Language and Ashkenazic Jews: A Perspective from Culture, Language, and Literature», критикующая работу Элхаика и соавторов. Несколько заметок с резко негативными отзывами опубликовала американский лингвист Ася Перельцвайг: «Is Yiddish to Be Traced to Turkey?», «Turkey, Shmurkey! — A Response to Das et al. (2016)».