В лаборатории нейропсихофизиологических исследований клиники Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова ученые изучают адаптивные возможности человека, уровень его тревожности и психоэмоционального напряжения. Почему разные люди на одинаковую ситуацию реагируют по-разному? Ученые федерального университета в Якутске исследовали активность мозга студентов, «окунув» их в самую стрессовую ситуацию: сессию. Об итогах исследования рассказала доктор биологических наук, профессор, научный руководитель лаборатории нейропсихофизиологических исследований клиники СВФУ Ольга Колосова:

— Стресс — это неспецифическая реакция, которая возникает, когда организм не способен адекватно ответить на сильный или сверхсильный раздражитель. Логично, что один и тот же фактор для одного человека может быть стрессирующим, а для другого — нет. Это во многом зависит от функционального состояния человека.

Люди, которые мало двигаются, становятся раздра...

Люди, которые мало двигаются, становятся раздражительными и придирчивыми — головной мозг в отсутствии движения, за счет эмоциональной составляющей активизирует систему кровообращения.

Под функциональным состоянием человека в данном случае мы понимаем уровень здоровья, так называемые резервы адаптации. Если они большие, то организм справляется. Конечно, потенциал этих резервов наследственный, но так же как и с творческими способностями, например, к музыке, которые могут быть реализованы в течение жизни, либо нет. На их развитие влияют факторы окружающей среды и образ жизни, который ведет человек. Если человек постоянно к чему-то адаптируется, приспосабливается или испытывает психоэмоциональное стрессирование, то, естественно, его резервы исчерпываются. Даже раздражители небольшой силы могут стать стрессирующими, если у человека недостаточные резервы.

Если человек постоянно испытывает психоэмоциональное напряжение и у него повышена тревожность, то в головном мозге также постоянно выявляется очаг возбуждения, на работу которого, во-первых, затрачиваются пластические и энергетические ресурсы, что приводит к ускорению утомления организма; во-вторых, этот очаг возбуждения мешает нормальному функционированию других отделов головного мозга, как бы «перетягивая на себя одеяло», мешает концентрации возбуждения в необходимых областях центральной нервной системы, что приводит к снижению когнитивных функций, а затем к торможению в коре больших полушарий. В третьих, в результате стресса в организме активизируется так называемая «система тревоги» — симпатическая нервная система, которая заставляет усиленно работать сердечно-сосудистую систему и подавляет работу желудочно-кишечного тракта, снижая моторику, секрецию и всасывание.

Длительные отрицательные эмоции или часто повторяющееся психоэмоциональное напряжение являются основными причинами появления повышенного артериального давления — гипертонических состояний, болезней системы пищеварения и других психосоматических патологий.

В 2012 году совместно со студентами второго курса Медицинского института СВФУ мы провели исследование, целью которого было изучить биоэлектрическую активность мозга и выявить степень напряженности мозга во время экзаменов в условиях федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Решили ответить на вопрос, есть ли польза для студентов от впервые введенной балльно-рейтинговой системы (БРС) или, наоборот, она еще больше усиливает и без того высокое психоэмоциональное напряжение студентов? Известно, что до введения БРС стресс испытывали студенты, которые хорошо учатся. Они хотели получать хорошие оценки и думали о предстоящих экзаменах, когда как троечников не очень-то это заботило, они заранее знали свои результаты и были к ним готовы.

Были сформированы две группы: в первую вошли те, кто должен был получить на экзамене «автоматом» высокую оценку: они исправно трудились на протяжении семестра. Во вторую группу вошли студенты, которые должны были сдавать экзамен.

Важно упомянуть, что существуют разные ритмы работы головного мозга. Самая высокочастотная активность коры больших полушарий (КБП), называемая десинхронизацией — бета-ритм, появляется тогда, когда человек работает умственно, перерабатывая информацию, решая задачи. Альфа-ритм — ритм синхронизации, появляется в состоянии расслабления, покоя, но не сна. В норме остальные ритмы (тетта- и дельта-) связаны с усилением тормозных процессов в коре больших полушарий, в частности, дельта-ритм выявляется, когда человек находится в состоянии глубокого сна или чрезвычайного утомления, глубокого торможения.

Исследование показало, что в группе, которая должна была сдавать экзамен, регистрировался более высокий дельта-ритм. Это значит, что у них возникло запредельное торможение. Студенты испытали настолько мощное возбуждение в психоэмоциональном плане, что мозг просто перестал принимать информацию. Как и ожидалось, в группе студентов, которая просто пришла за «автоматом», все было спокойно. Таким образом, можно сказать, что балльно-рейтинговая система поощряет тех, кто хорошо учится и постоянно работает. Для них экзамен перестает быть стрессом.

Раз у группы студентов, сдающих экзамен, был высокий уровень стресса, мы попробовали дать им адаптогены. Они принимали их в течение месяца и у нас получилось перевести ребят из неблагоприятной фазы стресса в благоприятную. У них снизился уровень психоэмоционального напряжения, и даже вышло так, что они сдали экзамены не хуже остальных, и лучше, чем в свои предыдущие сессии.

Люди, которые мало двигаются, становятся раздражительными и придирчивыми — головной мозг в отсутствии движения, за счет эмоциональной составляющей активизирует систему кровообращения, тем самым обеспечивая поступление во все нуждающиеся клетки, ткани, органы питательных и энергетических субстратов. Это особенно касается студентов, так как у них растущий организм. И поэтому, чтобы не взрывать организм изнутри негативными эмоциями, надо, особенно, когда чувствуете, что «нет сил заниматься», переходить к физическим упражнениям со средними нагрузками. Ни в коем случае не перебарщивая — ведь надо восстановить резервы организма, а не тратить их. Вы не замечали, что когда человек волнуется, у него возникает необходимость в движении, ему не сидится на месте? Это происходит потому, что в головном мозге распространяется возбуждение, и двигательная система организма начинает активизироваться. Это является хорошей подсказкой для перехода к активным физическим действиям, будь то танцы или просто ходьба.