Еще один способ получать знания и навыки — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы «Теории и практики» отвечают каждую неделю. Мария Рыкова прошла стажировку сразу в двух организациях: в Вашингтонском центре академических семинаров и арт-центре Pyramid Atlantic.

Мария Рыкова, 23 года


Род занятий: участие в программе профессионального развития, арт-менеджмент, эвент-менеджмент.

Место стажировки: Вашингтонский центр стажировок и академических семинаров и арт-центр Pyramid Atlantic.

Город: Вашингтон.

Срок стажировки: четыре месяца.

Обязанности: организация мероприятий, проведение мастер-классов для детей, встречи и семинары на Капитолийском холме.

Место


Я проходила свою стажировку в двух местах. Первое — Вашингтонский центр стажировок и академических семинаров (The Washington Center for Intenships and Academic Seminars). Еще когда училась в университете, я увидела на стене МГУ объявление и узнала, что у них есть программа для только что выпустившихся студентов — PPDP (Postgraduate Professional Development Program). Получив в свои руки долгожданный диплом, я тут же решила попробовать подать туда документы.

Вашингтонский центр был основан еще в 1975 году и с того времени выпустил более 50 000 интернов. Деятельность центра направлена на то, чтобы в полной мере способствовать прохождению стажировок, без которых в США практически невозможно получить достойную работу. Вашингтон же с его огромным количеством организаций и молодых специалистов словно создан для этого. Да и попробовать столичную жизнь рвутся не только сами американцы, но и огромное количество международных студентов.

Выступая посредником, центр полностью берет на себя помощь студенту: оформляет и готовит документы, находит места для практики, назначает собеседования, помогает с грантами и предоставляет жилье. Если все проходит удачно, то интерны распределяются по группам, назначается куратор, который в свою очередь следит, насколько успешно проходит практика. Если организация хоть как-то не устраивает стажера, то центр находит новое место.

Так как программа PPDP нацелена в первую очередь на профессиональное развитие в любой области, у меня не было жестких рамок для специализации. Я написала в заявлении, что интересуюсь менеджментом в сфере культуры и искусства, и мне подобрали несколько компаний. После интервью по скайпу с несколькими из них, наиболее привлекательным для меня оказался арт-центр Pyramid Atlantic. Он и стал моим вторым местом стажировки.

Обязанности


Моя неделя всегда начиналась в Вашингтонском центре, так как по понедельникам там всегда что-то было запланировано. Устраивались встречи с интересными людьми, профессорами и политиками. Во время моего семестра к нам заглядывал и Дик Чейни, и представители различного рода организаций. Проводились мастер-классы и показы документальных фильмов. Каждый раз было что-то новое.

Но на этом деятельность Вашингтонского центра не заканчивалась. Кроме достаточно общих мероприятий были еще и классы раз в неделю, которые нужно было выбрать заранее. Так как в том семестре Вашингтонский центр не предлагал ничего связанного с искусством, я выбрала универсальный курс профессионального развития. На этих занятиях нас учили правильно составлять резюме и сопроводительные письма, делать презентации и обсуждать кейсы, заставляли ходить на корпоративные мероприятия и собеседования. В общем, так или иначе учили правильно строить карьеру.

«Мой первый день в арт-центре начался со знакомства с Хосе — обаятельным генеральным директором с кубинскими корнями, ставшим моим наставником и главным компадре».

Обязательны были и встречи на Капитолийском холме. Для меня и других европейских студентов была подготовлена встреча в палате представителей Конгресса, где нам предоставили возможность обсудить насущные проблемы международных отношений. Более того, обязательным было и проявить свою гражданскую активность, то есть показать, что ты хочешь принести обществу пользу. Для этого нам на выбор были предложены либо волонтерские программы, либо возможность создания собственного проекта. Я сразу же ухватилась за свободу творчества, договорилась о волонтерстве в Studio Theatre, подготовила презентацию Arts for social change и в итоге уже на выпускном получила диплом за лучший проект.

Все остальное время я проводила в Pyramid Atlantic Art Center и практически там жила. Деятельность арт-центра сфокусирована на высокой печати (letterpress), производстве бумаги, эстампе и искусстве книгопечатания. Pyramid Atlantic предлагает студии для художников, образовательные программы и арт-резиденции, проводит мастер-классы и всевозможного рода мероприятия. На втором этаже находится галерея. В основном же здание набито станками, прессами, печатными машинами и другим оборудованием для художников и всех желающих почувствовать себя Гутенбергами.

Мой первый день в арт-центре начался со знакомства с Хосе — обаятельным генеральным директором с кубинскими корнями, ставшим моим наставником и главным компадре. Еще не переступив порог, я получила от него стопку флаеров о приближающемся мероприятии с заданием обойти все компании, кафе и магазины вокруг. Стоит ли говорить, что с того дня я узнала все местное сообщество?

Остальные дни приносили не меньше сюрпризов. В один из дней Хосе быстро показал мне, как делать рукодельную бумагу, а потом тут же сказал, что через час придет группа пятиклассников, для которых я должна буду провести мастер-класс. Пришлось быстро вспоминать все тонкости достаточно длительного процесса и применить все навыки общения с детьми. Моими же главными обязанностями были помощь в организации и продвижении мероприятий, ведение социальных медиа и фандрайзинг. За это время я полностью провела инвентаризацию арт-центра, помогла организовать художникам artist talks и еще несколько мероприятий, включая день рождения центра. Хосе брал меня на почти все свои деловые встречи, после которых я заваливала его вопросами, пытаясь вникнуть во все тонкости управления некоммерческой организации и те трудности, с которыми они сталкиваются.

Корпоративная культура


Вашингтонский центр стал для меня местом студенческой американской жизни, школой и братством, которые я видела в фильмах. Кульминацией стал международный фестиваль, который проводится силами студентов каждый семестр. Разнообразие стран, из которых приехали интерны, отобразилось в немеренном количестве национальных блюд, песен и плясок. В тот вечер я чувствовала себя человеком мира.

Самым же ярким событием для меня стало фандрайзинговое мероприятие, которое я самостоятельно проводила в арт-центре. Идея организовать с нуля свой собственный праздник появилась у меня еще в первые дни. И после того как меня поддержало руководство, была назначена дата, которая пришлась на конец моей стажировки. День удачно совпал с Днем космонавтики, и из этого родилась уже вся концепция вечера. Мы все вместе придумывали разные активности и занятия, по ночам печатали светящиеся в темноте майки с Гагариным и таскали телескопы. После 3 месяцев подготовки было приятно видеть всех тех, кого я успела узнать за это время. Многие пришли поддержать меня и увидеть арт-центр, про который я так много рассказывала. Уже поздней ночью мы все, от мала до велика, поднялись на крышу центра, смотрели в телескоп на звезды, говорили об искусстве и верили, что завтра мы сможем все.

«Стажировка помогла мне расставить все на свои места. Все три месяца еженедельных отчетов, писем, разговоров и встреч с куратором были нацелены на то, чтобы понять, чем я хочу заниматься и как я могу этого добиться».

Дух Вашингтонского центра был, естественно, полностью противоположен духу Pyramid Atlantic. В первом нас учили профессионализму и обязывали ходить в деловом виде. Так, в начале стажировки всем сделали пропуски и напечатали официальные визитки, чтобы легче было устанавливать рабочие контакты. Конечно же, все сразу стали казаться себе очень важными.

В арт-центре же творился творческий бардак в хорошем смысле слова. Здесь уже главной формой одежды был фартук, потому что все вокруг было в краске. Атмосфера была очень дружелюбная и семейная, все работали усердно и себе в удовольствие.

При этом соблюдались и маленькие традиции. Каждую первую пятницу месяца для всех устраивался potluck brunch — завтрак, на который каждый пришедший должен был принести свою еду. Вместе за столом собирались сотрудники, художники и просто друзья и общались в неформальной обстановке. Это был хороший повод для всех перекусить и обсудить новости и планы.

Маленькой радостью у сотрудников была и пятничная традиция турниров Foursquare. Уличная игра всех американских детей позволяла нам не только расслабиться и повеселиться после рабочей недели, но и, если повезет, запулить мячом в босса.

Как попасть


Образование, полученное в МГУ, пригодилось в обоих центрах. На общеобразовательных семинарах и лекциях в Вашингтонском центре я не ощущала недостатка знаний и чувствовала себя на уровне с другими студентами. Главное было иметь хоть какое-то представление о политической системе США, что так важно в политически активном городе. В арт-центре же мне часто не хватало профессиональной лексики. Обилие станков, тигельных печатных машин и цилиндровых прессов поначалу пугало меня, особенно когда приходилось отвечать на звонки и объяснять их предназначение. Но это было дело времени и практики, и через какое-то время я без труда отличала mold от deckle.

Попасть на стажировку не так сложно, потому что Вашингтонский центр как раз и берет на себя все организационные функции: от подбора места стажировки и оформления необходимых документов до контроля за тем, чтобы у студента не было никаких проблем. Подача документов происходит онлайн: нужен достаточно стандартный набор из эссе, резюме и мотивационного письма, сертфиката-подтверждения знания языка, рекомендательных писем и оплаты application fee. При этом необходимо заранее выбрать одну из программ центра и обозначить семестр, чтобы успеть подать все вовремя.

У центра есть программы для студентов, чаще всего специализированные по различным направлениям. Они предполагают экзамены в конце и так называемые оценки — кредиты, которые засчитываются в университетах. Но есть и программа для выпускников, которая более гибкая и дешевая, не требует сдачи экзамена в конце, а лишь составление портфолио.

Бонусы


Моя стажировка в арт-центре не оплачивалась, но я знаю, что некоторые американские студенты в Вашингтонском центре получали компенсации в своих организациях. Но это все зависит от места практики.

Основным бонусом для меня был опыт общения с разносторонними людьми. Начиная от детей, которым я проводила мастер-классы, до руководителей культурных организаций на публичных слушаниях. И, конечно, сами студенты из Вашингтонского центра. Мои друзья теперь звонят мне из разных частей Америки, Канады, Англии, Мексики, Кореи и Пакистана. Но более важно то, как Вашингтонский центр активно поддерживает своих выпускников через клуб выпускников — alumni club. Через некоторое время начинает казаться, что в Вашингтоне все как-то с ним да связаны. А учитывая, что по различным исследованиям в городе до 80% предложений о работе не публикуется, такой нетворкинг становится совсем не маловажным.

Планы


Как иностранный студент через месяц после окончания практики я обязана была выехать из страны. Чтобы остаться, необходимо получать рабочую визу, а это очень-очень сложно. Кроме бумажной волокиты нанимающая компания должна покрыть все расходы, а они огромные. Понятное дело, что организациям зачастую это просто не выгодно. Я не жалею, что не смогла остаться. Для меня это был ценный опыт, и я старалась провести время с пользой. Да и после такой практики начинает казаться, что весь мир такой маленький, а значит, если надо будет, то когда-нибудь и вернусь.

Стажировка помогла мне расставить все на свои места. Все три месяца еженедельных отчетов, писем, разговоров и встреч с куратором были нацелены на то, чтобы понять, чем я хочу заниматься и как я могу этого добиться. Я поняла, что хочу соединить свои организаторские навыки и способности с любовью к искусству. Поняла, как многого еще не знаю и как сильно желаю не переставать учиться и узнавать что-то новое. В конце концов, во время стажировки я заручилась такой поддержкой и зарядом энергии, что это и сейчас двигает меня вперед.

На следующий день после того, как мой самолет сел в Шереметьево, я была на лекции Оксаны Бондаренко, и, не сомневаясь ни в чем, вручила ей свое резюме. С того момента и по сегодняшний день я работаю в команде арт-агентства The July 16, где поглощена арт-менеджментом и стараюсь развиваться только дальше.