Осенью этого года в научном журнале Nature вышла статья, в которой были опубликованы результаты масштабного исследования — утверждалось, что предки европейцев были родом из Ближнего Востока, Африки и Сибири.

Авторами исследования стали ученые из Соединенных штатов Америки и Германии, соавторами — со всего мира. Активное участие в исследовании приняли четверо сотрудников Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук и преподавателей Новосибирского государственного университета.

Традиционно считалось, что европейцы происходят от двух больших групп: западноевропейские охотники-собиратели, потомки тех людей, которые пришли на этот континент около 40-45 тысяч лет назад, и ранние европейские земледельцы, пришедшие в основном с Ближнего Востока примерно 7-8 тысяч лет назад.

Современный уровень развития генетики позволил проверить эту теорию.

В ходе исследований учеными были секвенированы геномы 7000-летнего земледельца из Германии и восьми 8000-летних охотников-собирателей из Люксембурга и Швеции. Они анализировались в совокупности с другими древними геномами и данными о геномах 2345 современных людей из 203 различных популяций мира.

В результате ученым удалось выделить третью популяцию людей — древних северо-евразийцев, связанных с населением Сибири эпохи верхнего палеолита, которая тоже участвовала в происхождении европейцев.

Старший преподаватель кафедры цитологии и генетики факультета естественных наук, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики человека Института цитологии и генетики СО РАН Ольга Посух рассказала, какое значение для современной науки имеют эти исследования:

– Человека всегда интересовали вопросы собственного происхождения, как на уровне вида в целом, так и отдельных этнических групп. Результаты, полученные в данном исследовании, позволяют предположить существование не менее трех основных древних компонентов в происхождении людей, населяющих территорию современной Европы.

Таким образом, существующая традиционная модель двухкомпонентного происхождения европейцев претерпела фундаментальные изменения.

В статье приводятся данные о варьирующем соотношении этих трех древних компонент в геномах современных европейцев. Так, например, показано, что доля северо-евразийцев в современных европейских популяциях не превышает 20%, люди в Северной Европе, особенно в странах Балтии, имеют наивысшую долю древних западно-европейских охотников-собирателей, достигающей 50% в ДНК эстонцев и литовцев, а в генетическом происхождении южных европейцев — больший вклад древних европейских земледельцев у жителей Сардинии — до 90%.

По словам Ольги Посух, генетические находки такого рода позволяют лучше понять те важные события, которые запечатлены сейчас в генах современных людей: реконструировать взаимодействия наших далеких предков на разных исторических этапах, стратегию ведения хозяйства, уровень адаптации к окружающей среде и диете и многое-многое другое. Так, например, ранние европейские земледельцы, пришедшие с Ближнего Востока, принесли новые возможности для Европы: доместикацию животных, включая свиней и коров, выращивание сельскохозяйственных культур, включая пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, и использование обсидиановых серпов для жатвы.