Социологи МПГУ обнаружили, что время, проведенное студентами в социальных сетях, напрямую влияет на их отношение к семейным ценностям (семья, брак, дети, любовь). Чем больше времени они проводят в соцсетях, тем меньше ценят семью, и тем выше ставят ценности, связанные с работой (работа, бизнес, карьера).

Более того, чрезмерная увлеченность коммуникацией в соцсетях предопределяет меньшую значимость морали, нравственности и патриотизма.

Социологи Бродовская Е.В. и Домбровская А.Ю. опубликовали результаты исследования «Отношение студентов к институту семьи: репрезентация семейных ценностей в социальных медиа Рунета» (http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2016/03/E.V.-Brodovskaya-A.YU.-Dombrovskaya.-Otnoshenie-studentov-k-institutu-semi.pdf).

По результатам массовых опросов более 1100 студентов, пользующихся социальными сетями, обнаружилось, что 73% тех, кто проводит в соцсетях меньше часа в день, отмечают важность семейных ценностей. Среди тех, кто проводит несколько часов в день в соцсетях, лишь 65% ценят семейные ценности. Если же студент проводит в соцсетях почти что целый день, только в 56% случаев он ценит семейные ценности.

Обратная тенденция просматривается в случае с группой ценностей «работа, бизнес, карьера»: те, кто менее часа в день проводят в соцсетях, ценят их в 30% случаев, те, кто целый день в сетях — в 41% случаев. Странная ситуация складывается с ценностями группы «нравственные качества, мораль»: те, кто меньше всего времени общаются в соцсетях, ценят их в 10% случаев, те, кто больше всего в соцсетях — в 0% случаев.

Чем больше студенты проводят времени в соц...

Чем больше студенты проводят времени в соцсетях, тем меньше они ценят семью, мораль и нравственность

Таким образом, чрезмерная увлеченность коммуникацией в соцсетях предопределяет менее выраженную ориентацию на семейные ценности, а также мораль, нравственность и патриотизм.

Чаще всего в проанализированных сообщениях семья предстает как нечто, сопровождающее человека всю жизнь, неотъемлемая часть жизни и условие человеческого благополучия («Самое главное и ценное в моей жизни — семья. Да и не только в моей. Сначала та, в которой рождаешься, а затем та, которую создаешь сам…»). Сопутствующими концептами семьи служат понятия «любовь» и «дети».

В ходе своего исследования ученые проанализировали 1 млн социально-медийных сообщений российской студенческой молодежи из трех соцсетей: «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» за 2 года (с применением сервиса для мониторинга соцмедиа IQBuzz), затем провели массовый опрос российских студентов — пользователей соцмедиа (1100 человек) и глубинное интервью с российскими студентами (115 человек, в выборке представлены все федеральные округа РФ).

Также выяснилось, что, хотя 37% выгруженных сообщений из соцмедиа содержит упоминание семьи (что существенно чаще упоминания других ценностей), в онлайне студенты упоминают эти ценности гораздо реже, чем при оффлайновом опросе (где значимость семейных ценностей в качестве духовных ориентиров указывают 67% респондентов).

Треть опрошенных студентов считает важными «работу, бизнес, карьеру», для 12,5% важна дружба, для 9,7% — «самореализация, саморазвитие», для 9% — «деньги, материальное благополучие», для 6,4% — «нравственные качества, мораль», для 5,9% — «достижение целей, успех», для 5,9% — «здоровье», для 5,4% — образование.

По данным Мирового Интернет Проекта, 83% молодежи России используют социальные медиа.