Один из проездов в новосибирском Академгородке ремонтируют с помощью золы. Испытание метода, разработанного в Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН, комментирует его директор академик Николай Захарович Ляхов.

— Использование отходов теплоэнергетических станций было представлено нами на форуме «Городские технологии» в апреле нынешнего года. Вскоре мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть, заинтересовавшийся этой разработкой, дал указания администрации Советского района провести натурные испытания. Основным материалом для них стала зола уноса ТЭЦ-3 с верхних полок электрофильтров, дополнительным — обычный строительный песок. Был выделен сильно разрушенный — буквально яма на яме — проезд от Бульвара Молодежи к зданию Центра финансовых технологий (раньше — управления строительства «Сибакадемстрой»). Мы со специалистами мэрии договорились о том, чтобы дорожное полотно реставрировалось в таких же условиях, как при весеннем ямочном ремонте: при высокой влажности и перепадах температур от отрицательных ночью до плюсовых днем.

Так оно и происходит. То под дождем, то под снегом рабочие «КарьерДорСтроя» насыпают на дно каждой выбоины тонкий слой песка, затем заполняют ее «тестом» из золы, воды и песка, добавляют специальный раствор, сверху все трамбуется и несколько часов твердеет. Компания «КарьерДорСтрой» доставляет золу, предоставленную «СибЭко» с ТЭЦ-3, с карьера привозят песок. И того, и другого требуется немного. Мы наблюдаем за тем, как идет ремонт. Жаль, что нет механизированного замешивания. Смесь формируется вручную совковой лопатой и значит, закладывается не вполне гомогенной. Часть проезда уже восстановлена, двух дней хватило для того, чтобы по ней стали ходить люди и проезжать техника. Интересно то, что на заплатках несколько суток можно греться: идет экзотермическая реакция содержащейся в золе остаточной извести с водой.

Результат эксперимента будет понятен весной, когда сойдут снег и лед: выдержит дорожное покрытие или начнет разрушаться. Я надеюсь на первое. По данным наших прежних климатических экспериментов зольная смесь по морозостойкости в разы превосходит асфальт и бетон. А затраты гораздо ниже: они складываются из доставки дармовой золы, дешевого песка и стоимости самих работ, которые, в свою очередь, гораздо проще. Ведь при обычном ямочном ремонте каждую выбоину под асфальт необходимо выровнять по краям, просушить, обеспылить, прогрунтовать… Мы с коллегами очень рассчитываем на успех эксперимента. Тогда мэрия, возможно, найдет средства на финансирование нашей работы по оформлению полноценной технологии, доступной любому предприятию дорожной отрасли России. Уже сегодня здесь видится огромный потенциал, и не только для ремонта. Для начала, это временные подъездные пути на стройках, которые сегодня делаются из бетонных плит, дорогих и нестойких. Благоустройство уже построенных кварталов с помощью нашей смеси тоже вполне возможно. А главное, что эта технология, в принципе, может начать вытеснение грунтовых дорог в частном секторе и в сельской местности. В Бразилии из близкого материала даже построили взлетно-посадочную полосу — правда, толщиной в два метра. Что не удивительно: несущая способность золобетона в 3-4 раза выше, чем у строительного кирпича.

Конечно, мы видим и трудности. Для массового применения состав и физические свойства золы нужно постоянно контролировать, выдерживать пропорции при смешивании и достаточно строго следить за качеством работ. Но, как говорится, дорогу осилит идущий — и в прямом смысле тоже.

«Наука в Сибири»