На проходящем сейчас в Москве «Амфесте» состоялась ретроспектива Уита Стиллмана, за двадцать с небольшим лет успевшего стать классиком американского независимого кино. Этот аристократ вкуса, любитель и наследник американской литературной традиции и европейского авторского кино, выпускник Гарварда и крестник известного социолога Дигби Бальтцелла все свои фильмы снимал о нравах и чаяниях американской «золотой молодежи». T&P поговорили с режиссером о хороших манерах, любовной переписке, американских независимых и разнице между богачами и высшим обществом.
— Ваша молодость пришлась на 70-е — вы выросли во время расцвета Нового Голливуда. Но в вашем подходе совершенно не чувствуется то, что так сильно ассоциируется с американским кино 70-х: жанровые рамки, действие, конфликт, насилие.
— Я всегда ненавидел кино 70-х и с придыханием относился к 80-м. То, что потом попало в учебники, в 70-е было мейнстримом и сильно мне не нравилось. В 1969-м году я поступил в университет, и закончил его в 1973-м — я
— Вы и режиссеров 70-х не любите?
— Нет, страшно не люблю.
— И Роберта Олтмена?
— Особенно его. Я знаю, что многие его ценят и считают визионером, но мне с его фильмами всегда было непросто.
— Вы снимаете про молодых, но совершенно особенных молодых. Даже в «Девушках в беде» все ребята книжные, я даже не помню, видела ли я в фильме хоть раз мобильный телефон. В «Последних днях диско» девушки работают в издательстве, а в «Метрополитене» рассказывают о романах в письмах.
— Да, я люблю книжных ребят. Я сам такой и вырос среди таких, что сейчас кажется анахронизмом. Я рос, впитывая в себя заметки Стегнера Уоллеса, я люблю тихие и недооцененные вещи Фитцджеральда. Все свое детство я с упоением читал его рассказы, а в 15 встретил девушку, которая так напоминала его героинь. Конечно, я влюбился в нее. Она писала изумительные письма, отлично разбиралась в литературе, делала остроумные ремарки об окружающем мире, посещала литературные классы. Я тогда учился в интернате для мальчиков, а она — в интернате для девочек. Когда у наших школ были гостевые балы, мы отправлялись на вечера танцев друг к другу. Все очень невинно: нам по 15 лет, светские разговоры, никаких лишний движений и алкоголя, а в 11 часов мы уже разъезжаемся по пансионам. Звонок — один в неделю, и все звонят своим родителям. Как поговорить с девушкой, с которой ты танцевал и она тебе понравилась? Письма были единственным способом вести интимный душевный диалог. Я так ждал следующего бала и встречи со своей возлюбленной, но эти балы так устроены, что вероятность снова потанцевать вместе была равна нулю. В следующий раз меня поставили танцевать с девушкой, которая мне вообще не нравилась, а мою любовь — с парнем, который ее не интересовал. Так мы и смотрели через плечи друг на друга.
«Мы постоянно собирались — молодые, двадцатилетние — и мы обожали книги. Обсуждали их, как сейчас обсуждают общих знакомых или обед. В этом хрупком мире, где взрослые люди из закрытых школ еще долго остаются детьми, литература — универсальная тема, на которую можно оживленно и горячо спорить».
— Похоже на ситуацию из русского романа XIX века.
— Вы будете смеяться, но да, именно так. Вторым моим увлечением была другая девушка из пансиона, которая пригласила меня на один из домашних обедов. Это был обед у племянницы Одри Хепберн, совершенно особенное событие. Эта племянница не умолкала про невероятную тетю Одри. Имя очень запало мне в душу, казалось аристократичным и идеальным — так я потом назвал невинную главную героиню моего первого фильма. С той девушкой у меня не заладилось, зато я подружился с ее кругом. Мы постоянно собирались — молодые, двадцатилетние — и мы обожали книги. Обсуждали их, как сейчас обсуждают общих знакомых или обед. Я часто слышу, как мои фильмы критикуют за претенциозность: «Так не говорят!» или «Зачем обсуждать Джейн Остин на свидании?» Но вы будете смеяться — в этом хрупком мире, где взрослые люди из закрытых школ еще долго остаются детьми, литература — универсальная тема, на которую можно оживленно и горячо спорить. Интернат для детей из богатых семей — это что-то вроде очень приятной тюрьмы. Когда коммуникация с противоположным полом и окружающим миром так осложнена, книжная культура превращается в образ жизни. Каждое утро я с затаенной надеждой проходил мимо почтового ящика нашего интерната и ждал писем — и это в конце 60-х, в эпоху радио, телевидения и телефона. Это тяжело представить, пока сам не окажешься в таком кругу. Ты пытаешься поймать ускользающую девушку, а она то улетает с родителями в
— Вы и пришли в кино из литературы. Помните, что вы писали в своей ранней молодости?
— Писателем я себя начал ощущать в колледже — не Писателем с большой буквы, а человеком, жизнь которого будет связана с литературой. Я любил сочинять как будто бы аутентичные истории из уст не совсем аутентичных персонажей: например, вымышленные мемуары людей, которые в жизни были совершенно другими. Все это было завязано на абсурде, драматургии и постмодернистских традициях. А еще я опубликовал роман в своем духе — один из героев «Последних дней диско» вспоминает, что было после того, как закрыли эти роскошные клубы и прекратилась танцевальная лихорадка.
— Ваши фильмы — о положении в обществе, которое герои боятся потерять, и ситуациях, попасть в которые, по общему мнению — большое везение.
— Чем старше я становлюсь, тем больше вижу, как уязвимы и напряжены люди при ощущении чужого успеха, особенно когда этот успех закреплен положением, классом. Травмированные и страдающие, они очень часто нападают на своих оппонентов с политической риторикой, чаще всего просто маскирующей предрассудки или зависть.
— Такие, например, как главный герой вашего первого фильма «Метрополитен» Том Таунсенд?
— Да, я очень часто ощущал по отношению к себе снобизм и даже брезгливость людей, недолюбливающих аппер-класс или богатых в принципе и не видящих разницы между этими понятиями. В Америке люди тоже очень часто путают аппер-класс и обычных богачей. Действительно, фактор происхождения имеет место, так же как и фактор жизненных успехов: 40 лет семья может быть бедной, но все еще считаться принадлежащей к высшему классу. Правда, квартиры на Манхеттене уже не передаются из поколения в поколение. Вот загородные усадьбы — да, еще можно услышать: «этот дом достался мне от бабушки». У моего героя Тома есть миллион теорий о том, как должен быть устроен мир, а до знакомства со светским кругом он уже как будто бы все про них знает. Вопиющие предрассудки — вообще знак нашего времени. На мой взгляд, людей с готовыми суждениями обо всем на свете маловато критикуют. Таким персонажам с готовым мнением обо всем, с лейблом для каждого человека надо давать отпор — настойчиво и жестко. Если человек живет без сопротивления и критики в адрес своих убеждений со стороны, он лелеет свою уверенность и в итоге превращается в монстра.
«Чем старше я становлюсь, тем больше вижу, как уязвимы и напряжены люди при ощущении чужого успеха, особенно когда этот успех закреплен положением, классом. Травмированные и страдающие, они очень часто нападают на своих оппонентов с политической риторикой, чаще всего просто маскирующей предрассудки или зависть».
— Ваш знаменитая трилогия комедии нравов посвящена жизни высшего общества с начала 70-х до начала 80-х. Есть теория о сращивании богемы и буржуазии, новом богатом образе жизни. Какие у вас есть замечания относительно привилегий в нынешней Америке? Слово «класс» еще имеет свою силу?
— Перемены чувствуются, но в основном за счет новой генерации людей, разбогатевших на воздухе: новых технологиях, интернете, медиабизнесе. И они совсем другие по своей природе — это такое богатство шиворот-навыворот. На

кадр из фильма «Золотая молодежь»
— Я хотела поговорить о поколении американских независимых начала 90-х, в которое вы ненамеренно влились. Там было много имен, совершенно разных мастеров со своими подходоми — от Хартли и Линклейтера до Баумбаха и Кевина Смита. Что вы к ним чувствуете? Есть ли среди них родственные вам души?
— Есть предшественники, а есть родственные души. Любовью к кино меня заразили Трюффо и Джармуш. Джон Сэйлс тоже оказал огромное влияние: хотя он всего на два года меня старше, он начал писать и снимать в раннем возрасте. Его работа с текстом меня поражает. И меня всегда пленяли вещи, сделанные в других странах — как только я приезжал в Испанию, или Францию, или Шотландию и знакомился с местными фильмами и режиссерами, они всегда оставляли у меня в душе глубокий след. Джармуш же вообще был для нас примером для подражания: как снять простую остроумную стилизацию и совершенно ничего не потратить? В его фильме играет одна и та же песня, ролей несколько, все просто, глупо и тонко одновременно. Не могу сказать, что мы близкие люди со Спайком Ли, но его She’s Gotta Have It и School Daze для меня идеальные первые фильмы. Как человек мне очень нравится Хэл Хартли, я монтировал у него свои «Последние дни диско» — он очень приятный и интересный малый, но с его фильмами я себя совсем не ассоциирую. В последний год и, в основном, из-за Греты Гервиг нас стали часто сравнивать с Ноа Баумбахом. Он и правда снял свой дебют Kicking and Screaming как ответ моему «Метрополитену», взял Криса Эйгемана на одну из главных ролей. А потом он сблизился с Уэсом Андерсоном и они стали работать вместе. Я очень ценю его фильмы, но всегда говорю, что именно с Уэсом ощущаю совсем другую, особенную близость.
— Почему с ним?
— Уэс Андерсен очень тонко чувствует настроение и природу комичного, мы с ним оба выросли в тени Сэлинджера. А еще он работает медленно, не распаляется и очень точен в деталях — его фильмы всегда сложные, состоят из сотен еле заметных мелочей.
— Благодаря Баумбаху и вам Грета Гервиг действительно стала одним из самых ярких открытий последнего года. Как вам с ней работалось?
— Сейчас актер это не просто человек, который читает текст — он еще и постоянно работает в киноиндустрии в других амплуа: берется за новые проекты, продюсирует, снимает или пишет сценарии. И Грета Гервиг — это, конечно, заметное явление, она больше, чем актриса. Несмотря на нашу разницу в возрасте, она прошла те же ступени, что и я — много писала и читала, занималась музыкальной комедией. Я ей восхищаюсь. Но нашел я ее не сразу. Очень часто я просто не успеваю следить за хорошими новыми актерами и уж тем более не могу подстроиться под их график. Зато мои кастинг-ассистенты из Калифорнии про Грету Гервиг говорили без умолку, они часто видели ее в
«На мой взгляд, людей с готовыми суждениями обо всем на свете маловато критикуют. Таким персонажам с готовым мнением обо всем, с лейблом для каждого человека надо давать отпор — настойчиво и жестко. Если человек живет без сопротивления и критики в адрес своих убеждений со стороны, он лелеет свою уверенность и в итоге превращается в монстра».
— А к сценарию Гервиг приложила руку? Вы даете актерам право распоряжаться вашим текстом?
— Я не очень жесткий, но люблю придерживаться того, что написал. Часто бывает, что сцена сыграна, но у всех актеров присутствует драйв по поводу происходящего, и мы продолжаем снимать, пока всем весело и хочется что-то придумывать, импровизировать в кадре. Но при монтаже я почти всегда отрезаю эти куски. Сейчас моя самая главная задача — находить отличных комедийных актеров для своих текстов и давать материал тем, кто идеально для него подходит.

— Вы вообще помните свой первый день на съемочной площадке в качестве режиссера?
— Первый не помню вообще — я кажется, так и не пришел в себя. А вот второй помню очень хорошо. Мы только начали снимать «Метрополитен» в
— Кто для вас главный человек в процессе съемок, на которого вы можете положиться?
— Несмотря на то, что я часто работаю с одними и теми же людьми, такого человека мне как раз всегда не хватало. Им должен быть продюсер, а жизнь научила меня редко на них полагаться. Конечно, идеальная расстановка сил — это режиссер, который берет на себя площадку, и продюсер, который страхует все предприятие, но я такого человека пока не встретил. И именно поэтому я так долго возвращался в кино и так туманно рассуждаю о планах на будущее. Мне очень хочется попробовать что-то с телевидением. В первую очередь, это деньги, которых всегда не хватает. А во вторую, я пишу много и сериальная форма мне очень близка: одну историю можно рассказать с разных сторон, переворачивать ее во времени, возвращаться к
— А вы сильно изменились с вашего первого фильма? Я имею в виду ваши взгляды на мироустройство, общество?
— Конечно, я приобрел скептицизм по отношению к привилегиям и богатству. Но он не связан с тем, что меня захватили марксистские идеи. Просто за свою жизнь я редко встречал человека из почтенной семьи, которая бы не давлела над ним и не заствляла принимать неразумные решения. Дети привилегированных сословий или бесполезны, или в депрессии — они чаще всего тратят деньги и ресурсы понапрасну. Почти невозможно найти приятного в общении, одаренного, целеустремленного, богатого, изысканного в манерах и простого в обхождении человека. Их попытки очень часто бесплодны, им всегда чего-то не хватает. Заносчивые, они всю жизнь живут с усадебным синдромом — я называю так явление, когда человек вырос в загордном доме с очень деформированным представлением об успехе и мире вокруг. Когда такие люди решают начать бизнес, в первую очередь они строят впечатляюще богатый офис, и чаще всего это первый признак того, что дни предприятия сочтены. Они не чувствуют своих вложений, не умеют просчитывать риски. Глядя на таких я думаю: «Да ты бы и с кондитерской не справился». Вначале нужна мышка — потом мышеловка — потом компания по производству мышеловок — а потом офис для нее. У таких парней вначале всегда офис, а мышки и не видно.
Комментарии
Комментировать