Верхнее Поволжье исторически было зоной контактов групп населения, говорящих на финно-угорских, славянских и скандинавских языках. По летописям в X-XI вв. здесь проживали финно-угорские племена мери. Сюда мигрировали прибалтийские финны (предки карел и вепсов). В конце Iтысячелетия н.э. в этот регион проникает и славянское население, причем эта миграция складывается из двух потоков: ростово-суздальского (низового) и новгородского (верхового).

Сохранился ли след финно-угров в генофонде современного населения Ярославской области? И какой из указанных потоков миграций преобладал при славянизации этого региона? Чтобы ответить на эти вопросы, российские генетики из Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН исследовали изменчивость Y-хромосомы в четырех популяциях коренного населения Ярославской области. В этой работе активно участвовали местные краеведы — сотрудники Этнографического музея кацкарей, музея Мологского уезда, Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина и студентка Ярославского государственного университета. Результаты были опубликованы в статье в журнале «Генетика».

Образцы на анализ ДНК у местного населения собирались в ходе нескольких экспедиционных выездов в Ярославскую область в 2013-2015 гг. Об одной из таких экспедиций можно прочитать на сайте Генофонд.рф. Были обследованы четыре популяции: коренное русское население (сборная выборка), две этнографические группы — сицкари и кацкари, а также мологжане — потомки жителей г. Молога, затопленного при строительстве Рыбинского водохранилища, и жители Мологского района. Следуя единой стратегии сбора образцов, в выборку включали только тех местных жителей, неродственных между собой, предки которых на протяжении трех поколенийсчитали себя русскими и родились в данной популяции.

Этнографические группы сицкарей, кацкарей и мологжан различны по своей истории.

Сицкари (самоназвание происходит от речки Сить) по наиболее убедительной гипотезе имеют карельское происхождение, сами же они считают себя потомками монголо-татар. На сегодняшний день они очень малочисленны, и собранная генетиками выборка (30 образцов не родственных между собой мужчин) охватывает почти всю популяцию (женщин-сицкарей насчитывается больше).

Кацкари (самоназвание от речки Кадка) стали считать себя этнографической группой лишь недавно, в начале 90-х годов ХХ века — это новая идентичность, сложившаяся в наше время.

Мологжане интересны тем, что на территории затопленного города Молога были найдены наиболее поздние финно-угорские захоронения, в том числе с элементами культуры летописного племени меря. Это дает надежду на то, что след мерян мог сохраниться в генофонде потомков жителей города.

Авторы исследовали Y-хромосому — самую информативную часть генома, так как она наиболее ярко отражает различия между популяциями. В общем «генетическом портрете» населения Ярославской области преобладают три гаплогруппы (варианта) Y-хромосомы, типичных для русского населения средней полосы России. На рисунке показано положение исследованных популяций Ярославской области среди окружающих популяций.

Население Ярославской области в контексте ...

Население Ярославской области в контексте окружающих популяций (по данным анализа 16 гаплогрупп Y-хромосомы). Названия популяциям даны для краткости по названию центра изучаемой области. Ярославль- сборная выборка коренных русских Ярославской области; кацкари, сицкари, мологжане — этнографические группы русских Ярославской области, Ярославль-сум — суммарные данные по всем четырем популяциям.

Две из четырех популяций Ярославской области — кацкари и сборная выборка– вошли в группу Центральной и Южной России, украинцев и белорусов. В этой же группе оказалась и суммарная выборка, составленная из всех четырех изученных популяций. Тот факт, что они не вошли в группу, объединившую северных русских и финноязычные народы, позволяет выдвинуть гипотезу, что территория Ярославской области заселялась в ходе «низовой» ростово-суздальской миграции, а не «верховой» новгородской. Третья популяция Ярославской области — сицкари — отличается генетическим своеобразием и обособлена от других — и славянских, и финно-угорских популяций. Четвертая — мологжане — вошла в финно-угорскую группу, включившую также популяции Русского Севера.

Исследователи построили карты генетических расстояний от популяций Ярославской области до других, указывающие на зоны генетического сходства. Для сборной популяции русских Ярославской области эта зона простирается на юг, вплоть до Ростовской области, но не заходит на север. Это также говорит в пользу ростово-суздальской колонизации, а не новгородской. Очень похоже выглядит зона генетического сходства для кацкарей (это неудивительно, так как они стали сознавать себя этнографической группой совсем недавно). У сицкарей зона генетического сходства практически отсутствует, что подчеркивает их генетическую особость. Ни одна из гипотез происхождения сицкарей — ни от карел, ни от татар — не подтверждается генетически.

Карты генетических расстояний от сборной п...

Карты генетических расстояний от сборной популяции русских Ярославской области до окружающих популяций Евразии. Темно-зеленым цветом показаны зоны генетического сходства.

Что до мологжан, то они генетически сближаются с популяциями Русского Севера и финноязычных народов.

Карты генетических расстояний от мологжан ...

Карты генетических расстояний от мологжан Ярославской области до окружающих популяций Евразии. Темно-зеленым цветом показаны зоны генетического сходства.

Это может указывать на сохранение в их генофонде следа финно-угорских племен — той самой летописной мери. Свое предположение генетики подтвердили путем полного секвенирования (прочтения последовательности ДНК) Y-хромосом. Выяснилось, что у мологжан доминирует вариант гаплогруппы N, характерный для финно-угорского населения — карел, вепсов, эстонцев. И это убедительно свидетельствует о мощном финно-угорском пласте в их генофонде. В остальных же популяциях русских Ярославской области этот древний пласт был почти полностью замещен миграциями славян.

Источник:

М.И. Чухряева, Е.С. Павлова, В.В. Напольских и др. Сохранились ли следы финно-угорского влияния в генофонде русского населения Ярославской области? Свидетельства Y-хромосомы. // Генетика. 2017, том 53, № 3, с. 1–12.

Текст статьи можно скачать на сайте «Генофонд.рф» в разделе Библиотека