В VIII-X вв. жители Верхнего Поволжья, к которому относится и Ярославская область, говорили на финно-угорских, славянских и скандинавских языках. Ученые задались вопросом: каков вклад этих групп населения в генофонд современной русской популяции Верхнего Поволжья? Чтобы ответить на этот вопрос, генетики изучили четыре популяции Ярославской области — коренное русское население, этнографические группы сицкарей и кацкарей и потомков населения города Молога — всего 132 человека. Генофонд популяций Ярославской области изучался по широкой панели маркеров Y-хромосомы, которые чувствительны даже к небольшим межпопуляционным различиям. Затем исследователи оценили генетическую близость этих популяций к финно-угорским и славянским популяциям Европы и Урала.

Елена Павлова

Над сбором данных ученые из Медико-генетического научного центра и лаборатории геномной географии ИОГен РАН при участии Этнографического музея кацкарей, музея Мологского уезда и Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина работали на протяжении двух лет — с 2013 по 2015 гг. Экспедиционную работу по сбору генетических образцов координировали ИБВВ им. И.Д. Папанина и Ярославский госуниверситет. За это время удалось обследовать 4 популяции и создать генетический портрет русского населения Ярославской области.

По результатам исследования, этнографическая группа кацкарей, названных по реке Кадка, и сборная выборка населения Ярославской области из разных районов вошли в один кластер с большинством восточнославянских популяций, которым близки мордовские популяции — мокша и эрзя.

Елена Павлова

Сицкари, название которых происходит от реки Сити, занимают обособленную позицию: более половины их генофонда составляет гаплогруппа R-М458, не типичная для русского населения. По мнению ученых, это может означать, что когда-то популяция сицкарей была самостоятельной и оставалась такой достаточно долго.

У мологжан, потомков населения города Молога, затопленного Рыбинским водохранилищем, наиболее частотна гаплогруппа N-M178. Это указывает на сохранение в генофонде жителей Мологи следа финно-угорских племен — предположительно, мерян. На графике многомерного шкалирования мологжане располагаются в общем кластере с марийцами, литовцами и северо-русскими популяциями, что подтверждает сохранение финно-угорского пласта в их генофонде.

В своем исследовании, которое было опубликовано в журнале Генетика, ученые подчеркивают, что поскольку исследовательская выборка была сравнительно невелика, говорить можно лишь о тенденциях в особенностях генофонда населения. Тем не менее, проведенное исследование позволило отклонить гипотезы о происхождении сицкарей от татаро-монгол и карел, охватить генетическое разнообразие населения Ярославской области и выявить следы финно-угорского пласта в его генофонде.