В свободном доступе появился документальный фильм «Открытие в Москве» (1959), рассказывающий о легендарной американской выставке достижений промышленности и культуры. Эта выставка, запечатленная режиссером Д.А. Пеннейбекером, вошла в историю не только из-за «кухонных дебатов» между Хрущевым и будущим президентом США Никсоном, но и потому что представила советскому зрителю живопись и скульптуру позднего модернизма.
После секретного доклада Хрущева на XX съезде КПСС, развенчавшего культ личности Сталина и положившего начало оттепели, курс советской внешней политики был направлен в сторону «заигрывания» с Западом, а внутренней — на частичную либерализацию общественной жизни. Результатом этих изменений стали несколько ключевых культурных событий, определивших дальнейшую судьбу искусства. Так, через два года после возвращения Пушкинского музея (на
Однако для истории неофициального искусства стали решающими и два других события. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (1957), собравшем 34 000 человек из 131 стран мира, показывается современная западная живопись. Спустя два года в контексте первой американской национальной выставки «Промышленная продукция США», прошедшей в Сокольниках в павильоне, спроектированном архитектором Бакминстером Фуллером, кроме заграничной одежды, «Пепси-колы» и бытовой техники зрители также увидели экспозицию современного искусства, включая одну из лучших работ Джексона Поллока «Собор». Для многих художников, побывавших на выставках или доставших каталог, она ознаменовала поворот в сторону «западнического» модернизма и ориентацию на американское и европейское искусство эпохи холодной войны.
Неслучайно, что экспозиция, представленная в рамках американской национальной выставки, стала важным смысловым акцентом в фильме «Открытие в Москве», где на ее примере сравниваются жители Советского Союза с американцами. Еще на стадии подготовки ее преследовали скандалы и дебаты в самой Америке. Поскольку многие представители абстрактного экспрессионизма, которые были отобраны комитетом, симпатизировали коммунистам, некоторым из них было отказано в участии, пока в дело не вмешался президент Эйзенхауэр. Сам Хрущев остался недоволен в особенности художественной частью выставки, посчитав это пропагандой. Уже в 1962 году он подвергнет резкой критике творчество авангардистов в Манеже, используя нецензурные выражения, что ознаменует новый поворот в культурной политике СССР.
Комментарии
Комментировать