Завтра в Москве начнется 16-я Международная ярмарка non/fiction, которая продлится четыре дня. Площадкой для главного интеллектуального события станет «Центральный дом художника», где пройдут презентации новых книг, встречи с авторами, литературные дискуссии и лекции. Философия видеоигр, «новые красные», тюремный фольклор и «черные тетради» Мартина Хайдеггера — T&P составили свой гид по событиям ярмарки и собрали комментарии участников.


Научные журналы в России обычно выпадают из поля зрения широкой аудитории, однако именно они являются первичным средством накопления и трансляции научного знания. Цель проекта — популяризация научных журналов и их деятельности: на грядущей ярмарке можно будет не только приобрести за небольшие деньги свежие номера журналов различной направленности, но и послушать организованные ими лекции, которые будут идти с 26 по 28 ноября. T&P попросили редакторов двух представленных в рамках проекта журналов рассказать о своих изданиях.

Дмитрий Бергман
редактор журнала «Последний предел»
При создании журнала мы руководствовались принципом, изложенным в начале «Метафизики» Аристотеля: «Omis homo natura scire desiderat», — ибо человек знающий говорит, а говоря, сам совершенствуется, других же поучает и услаждает. Основной мотив создания журнала — желание предоставлять как можно большему количеству людей уникальный качественный и интересный контент и, возможно, послужить подспорьем в решении ряда философских и междисциплинарных задач современности. Наш журнал полностью некоммерческий и независимый и, по сути, представляет из себя небольшую группу единомышленников, объединившихся ради проведения эксперимента: возможно ли в современных условиях создание успешного философского журнала с нуля?
Наш первый номер, посвященный современному русскому зарубежью, вобрал в себя истории о жизни наших соотечественников за пределами России. Одними из первых в России мы рассказали о социальном краудфандинге, исследовали «комплекс непрочитанной книги» и поговорили о глобальном демографическом кризисе. Второй номер, самый масштабный на сегодняшний момент, посвящен исследованию на тему «Психологии и философии религии в постсекулярном мире» и включает в себя как уникальные авторские тексты наших современников, так и переводы известных и ставших уже классическими авторов. Третий номер журнала представляет из себя сборник, посвященный исследованию «Метафизики фашизма», заглавной статьей к которому идет известнейшая работа Умберто Эко «14 признаков фашизма». В рамках проекта «Открытое знание» журнал «Последний предел» организует встречу-дискуссию с епископом евангелическо-лютеранской церкви Игорем Князевым, посвященную теме религии в постсекулярном мире.

Евгений Логинов
главный редактор журнала «Финиковый компот»
«Финиковый компот» — это неформальный философский журнал, публикующий исследования по истории интеллектуальных сообществ и культуре повседневности, интервью и эссеистику. Выходит с 2012 года. Журнал издается группой друзей, и все мы имеем отношение к МГУ: учились на философском, филологическом или биологическом факультетах. Кто-то остался в аспирантуре, кто-то нашел себя в другой области. Нас объединяет проект «Философское кафе», сеть семинаров, посвященных разным научным вопросам. Органом нашего союза и является «Компот». Сначала темами номеров становились разные бытовые темы: смех, лень, опоздание и так далее. Этой осенью вышел наш номер по видеоиграм. Зимой совместно с питерскими аспирантами-философами планируем сделать более серьезный выпуск, посвященный сравнению спекулятивной философии и современного концептуального анализа.
На non/fiction мы позвали прочитать лекции сотрудников Московского центра исследований видеоигр: Александр Ветушинский расскажет о сложности самого объекта видеоигры и его комплексности, которую невозможно описать, пользуясь лишь одним языком; а Алексей Салин на примере линейки игр «Sims» рассмотрит особенности репрезентации экономических отношений в видеоиграх. Гвоздем презентации будет известный американский философ и психолог, гость философского факультета МГУ Джесси Принц, который расскажет о своем взгляде на взаимосвязь философии и видеоигр

Презентации книжных серий

28 ноября в 15:00 директор издательства «Ad Marginem» Михаил Котомин расскажет о предварительных итогах выпуска книжной серии MINIMA, совместного проекта с Музеем современного искусства «Гараж», и представит серию «Имена», подготовленную в партнерстве с RDI Culture. 29 ноября состоится презентация двух книг теоретической серии * démarche, организованной альманахом «Транслит» и «Свободным марксистским издательством»: книги Александра Смулянского «К понятию акта высказывания» и книги Михаила Куртова «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода», из которой T&P публиковали введение. Кроме того, в тот же день «Свободное марксистское издательство» представит первую в серии «Новые красные» книгу Ивана Овсянникова, профсоюзного активиста и публициста, одну из статей которого T&P также публиковали в рамках проекта «Открытое чтение».

Михаил Котомин
книгоиздатель, генеральный директор независимого издательства «Ad Marginem»
Книги маленького формата дают гораздо большую свободу и читателю и издателю. Серия таких книг гораздо более гибкая и подвижная: с одной стороны, издательство может залезать на новые территории и проверять их; с другой стороны, читатель не чувствует сильного давления. Маленькая книга более конкурентноспособна в современной насыщенной информацией культуре, ведь ее можно прочитать за
MINIMA — это серия малых нон-фикшн жанров, материалом может быть большая статья, или большое интервью, или серия эссе. Строится она вокруг двух полюсов. Один — это vintage contemporary: старые архивные тексты, которые впервые называют какие-то современные практики, например, текст по протоурбанистике; медиакритика; первые тексты о фотографии и визуальности. На другом полюсе находятся современные явления, у которых нет большой традиции описания, например прокрастинация или время, выражающее себя через потребительскую моду. В следующем году планируется издание книги Ричарда Барбрука, британского медиакритика, лауреата премии МакЛюэна, «Калифорнийская идеология», посвященной идеологическим основаниям Кремниевой долины и цифрового бума и того образа будущего, в котором мы сейчас находимся.
Серия «Имена» скорее не про чтение, а про рассматривание и про угол зрения. Основная идея — создать такой странный неиерархический атлас русского XX века с точки зрения производства визуальных образов. Различия между официальным и неофициальным искусством, между современниками и абсолютными классиками не делается. В идеале серия должна развиваться в сторону размывания границ: мы хотим, чтобы это были рисунки архитекторов, куски сценографии, полароиды Тарковского.

Кирилл Медведев
поэт, переводчик, основатель «Свободного марксистского издательства»
«Новые красные» — это представители поколения левых — как российских, так и зарубежных, — активистов и теоретиков, которые критически переживают опыт альтерглобализма, движения Occupy, а также российских и украинских протестов последних лет. Они проектируют и осваивают на практике новые формы организованной коллективной борьбы, не растворяющие программную политическую составляющую в спонтанности и горизонтализме или в этическом гражданском пафосе. Но также они не желают возвращаться к изжившим себя авторитарным традициям ортодоксальной партийной политики.
Одна из задач «новых красных» — совмещать повестку самых разных угнетенных и ущемленных групп и сообществ с политическим проектом эксплуатируемого большинства. На Западе эту проблематику активно разрабатывает, среди прочих, американская активистка и теоретик Джони Дин. Сам этот термин ввел в обиход писатель и публицист Алексей Цветков, чья книга также готовится к изданию в рамках нашей серии.

Павел Арсеньев
поэт, филолог, редактор литературно-критического альманаха «Транслит»
Авторов серии * démarche объединяет не только подчеркнутый интерес к теории и к условиям интеллектуального производства в целом, но и общая направленность хода мысли, способ действия, сопряженный, как правило, с учреждающей травмой институционального раскола, смещения, демарша. «Политика формы» в их случае — или, шире, «письмо», — определяется критическим отношением к инфраструктуре идеологических аппаратов в той же мере, в какой критическая рефлексия за пределами или на границе поэзии/литературы предполагает постоянную перепроверку своих собственных оснований и самокритику. Верная определенной политической и риторической традиции, такая позиция больше всего дорожит своей свободой от различных форм институционального принуждения, будь то административных или эпистемологических.

Презентации книг

Этой осенью издательство «Культурная революция» завершило выпуск полного собрания сочинений в 13 томах Фридриха Ницше. Работа над этим изданием велась более десяти лет. Большое количество работ немецкого философа было переведено заново, а существующие переводы были отредактированы. Зачем все это было нужно и почему это важно, на презентации 27 ноября в 18:00 расскажет издатель и заведующий редакцией собрания сочинений Игорь Эбаноидзе.
Сергей Неклюдов и его коллеги из Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ представят 28 ноября в 18:00 второе исправленное издание двухтомника Майкла и Лидии Джекобсон «Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник. 1917–1991», который впервые появился в 2001 году. В новую книгу вошли десятки новых записей тюремного фольклора, а также тексты, найденные в редких изданиях и архивах.
29 ноября в 16.00 пройдет презентация книги Марии Кувшиновой «Кино как визуальный код», в рамках которой автор прочитает небольшую лекцию и покажет несколько мультфильмов в качестве иллюстрации. Также Институт философии РАН организует презентацию первого сборника переведенных на русский язык статей Фредрика Джеймисона. Одну из этих статей, посвященную эстетике в современном глобальном мире, T&P публиковали в рамках проекта «Открытое чтение». В презентации, которая пройдет 30 ноября в 13.00, будут участвовать философы Олег Аронсон, Сергей Гурко и Андрей Парамонов.

Сергей Неклюдов
научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
В середине 1990-х годов в журнале «Живая старина» была напечатана статья американских исследователей М.Джекобсона и Д.Шерера «Песни советских заключенных как исторический источник». Она предвосхитила появление грандиозной коллекции «тюремных песен» XX века, несколькими годами спустя изданной в двух томах под общим названием «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник». В первый том вошли тексты 1917–1939-х годов, во второй — 1940–1991-х годов.
Опубликование этой книги стало событием в отечественной фольклористике, а именно — в области изучения современных форм фольклора, которое только еще делало первые шаги после более чем полувекового идеологического запрета, практически наложенного на эту тему в советской науке. Самим своим появлением книга ставила перед фольклористами ряд проблем, настоятельно требующих обсуждения: проблем текстологии и атрибуции современных фольклорных песен, соотношения их вариантов, их связей с исторической действительностью и многих других. Прошло полтора десятилетия — период, за который фольклористика весьма продвинулась в своем понимании данного материала. Это позволило предпринять второе издание книги, учитывающее произошедшие изменения, а также исправляющее ряд ошибок, допущенных в первом издании, впрочем, неизбежных в столь грандиозном предприятии.

Мария Кувшинова
кинокритик, заместитель главного редактора журнала «Сеанс», старший преподаватель на кафедре истории театра и кино ИФИ РГГУ
Когда два года назад меня пригласили прочитать курс любых лекций в школе Photoplay, мне хотелось рассказать о связи живописи, кино и новых медиа, о мутациях кино в цифровую эпоху. Но по ходу курса оказалось, что студентам интересно узнать какие-то вещи, которые мне казались очевидными. В результате получился субъективный взгляд на историю кино как на чередование волн и взаимных влияний. Обычно в академических трудах по истории кино, от Садуля до Бордуэлла, слишком много подробностей о том, что может быть интересно только специалистам. Мне хотелось рассказать о самом интересном, коротко, приплести живопись, фотографию, Coub и вообще примерно все, что я знаю о визуальном потоке, частью которого теперь является кино, и еще найти между разными явлениями неожиданные соответствия.

Дискуссии и встречи

26 ноября в 15.00 пройдет встреча «Диалог с Другим», посвященная памяти Бориса Дубина, выдающегося социолога и переводчика, в которой примут участие главный редактор журнала «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова, главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, социолог Алексей Левинсон и многие другие. В тот же день в 17.00 состоится встреча, посвященная советским 80-м, судьбоносному времени, времени застоя, когда, по словам Владимира Сорокина, «на месте будущего стояла бетонная стена». О последнем советском поколении будут говорить авторы книг, вышедших в издательстве «НЛО», в том числе Георгий Кизельватер, чей комментарий к книге «Переломные восьмидесятые в неофициальном искусстве СССР» был опубликован на T&P.
В течение нескольких месяцев T&P брали интервью у номинантов шорт-листа «Большой книги» . На ярмарке читатели, наконец, получат возможность встретиться с лауреатами и финалистами, которые будут объявлены в ближайшие дни. Встреча пройдет в первый день ярмарки, 26 ноября в 18.00. Читательское голосование уже завершилось, были выбраны три книги: «Время секонд-хэнд» Светланы Алексиевич, «Обитель» Захара Прилепина и «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского.
Не так давно впервые были опубликованы поздние дневниковые записи Мартина Хайдеггера, сделанные им в 1931–1941 годах. Немецкий философ в самом начале 30-х поддержал нацистский режим, после прихода к власти Гитлера в течение года был ректором Фрайбургского университета. До конца войны Мартин Хайдеггер оставался членом НСДАП. Можно ли объяснить связь Хайдеггера с
29 ноября в 15.00 пройдет дискуссия, посвященная литературе лауреата Нобелевской премии 2014 года Патрика Модиано. В ней примет участие Брюно Бланкеман, заслуженный профессор Университета Sorbonne Nouvelle, автор эссе «Читая Патрика Модиано», а также русские специалисты: Галина Кузнецова из Московского государственного университета им. Ломоносова; Виталий Нуриев, старший научный сотрудник сектора германских языков Института языкознания РАН; Ольгерт Либкин, директор издательства «Текст».
Комментарии
Комментировать