Онлайн

Звериные стили поздней эпохи викингов

Семинар
Бесплатно
Событие прошло
Участники:
Описание встречи

Курс «Германский звериный стиль», прочитанный в 2020-2021 учебном году, был посвящен малоизвестной русскому читателю области европейского искусства — орнаментальному искусству германцев V-XI веков. Создавая свой звериный стиль, германские народы первыми осваивали новые эстетические принципы Средних веков, поэтому их творчество оказало важнейшее влияние на последующее развитие средневекового искусства. На протяжении своей истории германский звериный стиль оставил множество великолепных памятников, пережил бурную эволюцию и смену направлений, вместе с тем сохранив эстетическое и стилистическое единство. Видеозаписи курса «Германский звериный стиль».

В 2021-2022 учебном году, курс «Германский звериный стиль» продолжится темой «Звериные стили поздней эпохи викингов».

Начало курса 20 октября.

Предполагается рассмотреть темы: Стиль Еллинг, его разновидности и его связи с искусством Британских островов. Североанглийская каменная резьба. Англо-саксонские наконечники ремня. Черты стиля Маммен в стиле Еллинг: крупный зооморфный мотив в ленточной плетенке, голова зверя, закинутая за спину и др. Первые признаки плетенки стиля Маммен: двойная переплетенная лоза (double crossed scroll) с парными спиралями в основании, крупные нерегулярные петли, «выемки» (dents), «плечи» (“elbows”), перекрещенные круги; их аналогии в искусстве круга Осеберга. Ячеистая орнаментация туловища. Плетение стиля Маммен в орнаменте по металлу (Мамменский топорик, фибулы из Скэйла, Аустриса, хомут из Селлестеда), в каменной (кресты о. Мэн), костяной (цилиндры из Орнеса и Леона, навершие из Сигтуны, накладки из Шестовиц, диск из Темзы) и деревянной (фрагменты из Северного кургана Еллинга) резьбе. Мотив крупной мужской маски в плетении (Сигтуна) и его ранние аналогии (Гокстад). Растительные элементы. Бамбергский и Каминский ларцы. Вычленение из плетения мотивов Большого зверя и Большой птицы. Впервые растительные пальметты как самостоятельный мотив. Еллингский камень как первое проявление стиля Рингерике: Большой зверь с неорнаментированным туловищем и большими пальметтами. «Стиль Большого зверя». Большой зверь в плетении: его скандинавские прототипы и его современные аналогии (каролингское и англо-саксонское искусство). Особенности плетения стиля Рингерике: «веерные» пальметты, «объединенный узел» (union knot), грушевидные лопасти и др. Камни с кладбища Лондонского собора св. Павла, из Туллсторпа, Альстада, Ванга и др. Флюгеры из Хеггена, Челлюнге и Седераллы. Стиль Урнес — последний из скандинавских звериных стилей. Северный портал церкви в Урнес: снятие противопоставления Большого зверя и плетенки. Вновь змеевидные мотивы, гегемония ленточного плетения. Шведские рунические камни с орнаментом в стиле Урнес. Резьба норвежских деревянных церквей. Германский звериный стиль и другие школы средневековой торевтики (англо-саксонская, западноевропейская романская, древнерусская). Влияние звериного стиля на изобразительное искусство средневековья: Книга из Келлса и др. Начало курса 20 октября. Расписание: по средам, раз в две недели, с 19:00 до 21:20. Курс предназначается всем, кто интересуется германскими древностями, историей средневекового искусства и теорией орнамента. Особенно ждем настоящих и будущих участников семинара «Варяжский клуб». Формат курса: онлайн (Zoom) Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, пишите нам: news@7seminarov.com Группа курса в Facebook

Регистрация на сайте организатора

Group Created with Sketch. Ссылка на трансляцию

Комментарии

Комментировать